Психосинтез. Ассаджиоли
Холотропное дыхане. С. Гроф
Трансперсональная ПТ
Холотропный – стремящийся к целостности. 1960-е гг, предложил Гроф. Практика обретения целостности Ч, опирается на мистический опыт, измененные состояния психики, на сверхличностные ресурсы в решении проблем. Транс здесь более глубокий. Бессознательное им. более сложную структуру.
Компоненты:
1) Пренатальные базовые матрицы.
2) Колективное бессозн, содержане кот. – общеЧ-ская культура и история.
2 точки зрения:
-основано на психопатологических проявлениях Ч и не им. ничего общего с лечением.
-терапия основана на духовной практике, в рамках эзотерики.
Основной метод: стимуляция дыхания ( парадоксальная гипоксия0. Страдает кора ГМ от кислородного голодания. Угнетение коры и активизация подкорки. Отреагирование скрытых в бессознательном эмоций, убеждений. Происходит катарсис.
Как проходит:
1) Небольшая релаксация и медитация. Пациенты делятся на пары: один готовится уйти в транс, др – ситтер – поддерживает и поощряет в проявлении чувств. М исп музыку. Стимуляция дыхания.
2) Нарастание дыхания. Музыкальное сопровождение более быстрое, затем медленное. Начинается отреагирование скрытых конфликтов, кульминация, катарсис. Раскрутка к началу, рождению. Пациенты связывают с к-л желанием матери. Ощущуение полета, космические ощ-я. Проходит по истории др жизней.
3) Обмен впечатлениями и переживаниями. Исп-ся арт-методы. Мандала (круг) – имвол мироздания. Для диагностики шизофрении. Зарисовать круглый лист. Анализ зон: низ – реальность, верх – мечты, левая сторона – прошлое, правая – будущее. Заполнение мандалы до и после прса. Исп. при лечении эм-ых проблем и псиосоматики, при нарушении аутентичности.
Противопоказана:
-болезни сердца
-беременность
-послеоперационное состояние
-эпилепсия
-органическая патология ОДА.
1. Теор основы
Был любимым учеником Фрейда. Ядро Л – духовный центр. Осн. идея – синтез.
Высшее бессознат:
-идеалы
-стремления
-альтруистическая сущность
-стремление к поиску смысла жизни
Субличность – отдельная Л в Ч, со своими идеалами, потр-тями. Полуавтономное динамическое образование, как отдельная Л, кот им. свои собственные мотивы, идеалы и поведение. Это отдельная энергетическая психодинамическая структура.
Между субличностями м.б. конфликт – это причина невроза.
Осн. задача: гармонизация отношений субЛ-тей.
2. Техники
Это в основном разговорный метод.
Этапы:
1) Выяснение характерных особенностей пов-я 9мысли, желания0. Стандартизированные модели пов-я. Выявление субЛ-тей.
2) СубЛ-ти конкретизируются в виде образов (с пом. ассоциаций).
3) Диалог субЛ-тей для выяснения скрытых и искаженных целей каждой. М исп технику пустого стула. Возможно сосзнание телесных хар-ик.
4) Анализируется каждая субЛ для выяснения ее защитных функций.
5) Находим способ гармонизации субЛ и интеграции с ними Ч. Разные СП-бы гармонизации, напр, на одном стуле одна субЛ, на др – др. Использование направленной медитации для задействования духовного центра, ядра Л.
Техника Кто я?, У меня есть эмоции, но я не есть мои эмоции (также про тело и разум).
3. Эффективность
Для лечения невротически расстройств, профилактика, личностные тренинги, А с одаренными детьми.