Гештальт-терапия (экзистенциальная ПТ)
Клиентцентрированная терапия Роджерса
1. Теор. основы
В основе – идеи гуманизма. Природная мудрость теряется, когда даем соску. Врожденная система саморегуляции, кот. нарушается социумом. Кроме био-их стремлений существует стремление к самореализации. К пациенту нужно относиться как к клиенту, партнеру. Недирективный подход к ПТ. Предполагает позицию равенства с клиентом, непредписывание клиенту каких-то особенностей, гипотез.
ПТ – глубокомысленный контакт 2 людей. Главный – клиент. У него есть решения, нужно подождать активирования ресурсов. Терапевт играет роль фасилитатора.
Основная задача – создание комфортной атмосферы.
У подростков за внешней оболочкой скрывается природная мудрость и они тоже готовы к самореализации.
Триада Роджерса (особые условия, кот. создает ПТ-вт):
1) безусловное принятие (к поступкам)
2) эмпатическое восприятие. Воспринимать клиента не только с точки зрения когнитивных аспектов, но и науровне чувства. Чувствовать боль др. Ч.
3) Конгруентность – соответствие вербалики и невербалики. Природны ймезх-м саморегуляции Ч, кот. позволет ему адекватно контактировать с миром.
Причина неврозов – нарушения конгруентности. Первый раз – запрет на выражение эмоций у детей. Взрослые влияют на ребенка.
Осн. цель – восстановление конгруентности. У Ч есть природные задатки этого чувства.
2. Техники клиентцентр-ой тер
1) Вербальный метод. В классич. варианте не проводится ни игр, ни экспериментов.
а) Активное слушание (расспрашивание).На первых этапах ПТ.
-откр. вопросы
-закр. и т.д.
б) Рефлексивное слушание. Правильно ПТ-вт понял клиента
-резюмирование
-перефразирование
-прием эхо без сочувствия не им. смысла
в) Эмпатическое слушание
-«Мне кажется, что вы чувствуете…»
-прямая вербализация эмоций
-описывает ситуацию, сопровождающую эмоцию
-использование метафоры, сравнение. Совпадение с культурным полем клиента.
2) Невербальная компонента
-отзеркаливание
-кивание
-контакт глаз
-выдерживание пауз
3) Др методы
-Я-высказывание в ситуации конфликта
-описание своих чувств
-объяснение ситуации
-потому что бла-бла-бла
-последствия
С детьми
-эффективна похвала, высказываться по поводу поступков.
3. Эффективность
Поожа на эф-ть ПА. При А с неврозами, с психосоматич. заболеваниями. А с нарушениями хар-ра. Хороший эффект при А с детьми и подростками.
Средне-, долгосрочная, около 70 часов.
Требования к ПТ-вту:
-эмпатичность
-самораскрытие
-аутентичность.
1. Теор основы
Близок к гуманистич ПТ. Ч способен к саморазвитию, но он одинок. Берет ответственность за все сам. Тематика одиночества. Отпочковалась от ПА. Родоначальник – Ф. Перлз.
Гештальт – образ, структура. Пр-п целостности восприятия. Описание потребностной сферы Ч. Ч и есть организм, а не у Ч есть организм.
Экзистенц-ая философия. Философия свободы выбора, осознанности и ответственности. Культура хиппи. Ч м. столкнутьс яс одиночеством, с несправедливостью, хотя он сам справедлив.
ПА. Влияние бессознательного.
Телесноориентированная терапия. В теле проявляются все психич. пр-сы и проблемы.
Базисные положения:
1) Фигура-фон. Рассматривается потребностная сфера Ч. Потребностей много, но есть одна главная. Ведущая потр-ть – фигура и гештальт.
2) Мех-м контакт-уход – мех-м саморегуляции ч, благодаря кот. потребности сменяют др др.
Ид – телесность (первоначальная потр-ть).
Personality – то, чем мы думаем. Осознание.
Эго – выбор того, чем м. удовлетворить потр-ть.
1 фаза: нарастание симптомов, что нужно сделать, выбираем то, чем удовлетворить.
2 фаза: разрушение и слияние с ним. В этот момент (латентная фаза) квазипотр-ть уходит в фон и на ее место встает др потр-ть. Обеспечение всех потр-тей.
3) Незавершенный гештальт – неудовлетворенная потр-ть, кот. вытесняется в бессознат-ое и болезненно там воспроизводится., формируя деструктивное поведение.
4) Границы – место контакта организма со средой. Незавершенный гештальт приводит к нарушению границ.
Варианты нарушения границ:
1) Слияние – границы размыты, т.к. Ч слился с внеш. средой (наркомания, алкоголизм) либо с др Ч (сильная привязанность, не произошло отделение от значимого лица). Ч должен знать свои границы и отделяться от др.
2) Проекция – Ч проецирует свои желания, чувства, мысли, потр-ти на др. Чаще всего процируются гнев и тревога.
3) Интроекция – есть заимствованные , но не усвоенные элементы окр. среды. Напр, иррац. установки (Я должен…).
4) Ретрофлексия – зона контакта перемещена внутрь организма, на себя. Пр и аутизме – аутоагрессия. Нейродермит, аллергия и т.д.
5) Дефлексия – полное отсутствие или неосознавание организмом зоны контакта со средой.
В рез-те ПТ: 1) завершить гештальт; 2) восстановить границы. Решение проблемы в режиме здесь и сейчас.
2. Техники
1) Вербальные – построенные на разговоре, диалоге.
а) Диалог – м.б. похож на разговордвух людей: один что-то не осознает, др – как зеркало.
б) Работа с пустым стулом – завершение отношений, удовлетворение потр-ти с субъектом, кот. отсутствует.
Дыши глубже, прочувствуй все.
-Возможен обмен стульями. Клиент садится на пустой стул, а ПТ-вт – на место клиента.
-Исп. к ак в индивидуальном, так и в гр варианте. На стулья «рассадить» значимых людей. Ч садится на кажд. и говорит, что чувствует.
-На стул м. садить части своей Л.
в) Работа с противоположностями – собака сверху, собака снизу.
Агрессивное начало и слабое, уступающее начало. М. разложить любую ситуацию. Акцент на чувства. Сначала клиент воспроизводит ситуацию с позиции нижней собаки. ?
Потом включить верхнюю. Главное – понять, какие мысли и чувства вытснены. Далее работаем с интроектами в технике диалога.
г) Эксперимент – клиента просят вести себя в несвойственной ему манере и осознавать, что с ним происходит.
2) Телесно-ориентированные. Ид – телесная функция, самый первый этап потр-ти.
а) Отслеживание телесных проявлений
-следить за дыханием
- тембром и темпом речи (голоса)
- позой и т.д.
б) Воздействие на тело – если где-то колет, давит, то м. усилить.
в) Повторение, отражение телесных феноменов клиента – ПТ-вт повторяет движения клиента. М. показать как клиент говорит о какой-либо теме.
г) Разговор от части тела. «Если бы твоя рука обрела голос, то что бы она сказала?» Раскручиваем, возможно, хочет кого-то ударить, следовательно, злость, обида и т.д. «Будь со мной, не будь свобдна» + сумка – свобода, а ПТ-вт нажимает ей на него
2 этап: она начала гладить руку
3 этап: + схватила сумку.
Головная боль – останавливает потр-ти, любовь к кому-то. Методики Звезда, Колыбель, Былинка на ветру.
3) Опирающиеся на воображение
а) Метафоры – сказка про крестьянина, жеребца, табун лошаей, сына и войну. про противоположности. Про стражника и калитки. Стражник – это страх.
б) Работа со сновидениями – дорога к бессознательному. Нет жесткой импровизации. Любой образ сна – часть Л. Клиент представляет себя на мест разных героев сна и описывает свои чувства, осознает свои потр-ти. Чего хочет монстр?
-проиграть роль монстра, попытаться изобразить его несколько раз. Этот монстр – вытесненный образ Л. Осознание и принятие этой части Л. «Какие качества эого монстра пригодились бы тебе в жизни?»
в) Использование арт-методов – рисунок и лепка (самые знамеитые). Рисунок м. исп-ся, чтобы осознать проблемы. ПТ-вт вытягивает образы.
г) Символы и релаксация. Заброшенный магазин. Каков он и какая игрушка. Говорится только о чувствах. Интерпретация по отдельным предметам не производится.
Существует большое количество техник.
3. Эффективность
Не лечебное, а профилактичесоке действие. не исп. с психозами, в классическом походе. Исп в профилактике неврозов, задержек Р, А с горем (его отреагирование). Исп. при А с детьми, подростками. С депривированными детьми. Блокирована потр-ть в привязанности.
Срок: средне-, долгосрочная.
Базовые качества ПТ-вта:
-эмоциональная открытость
-осознанность
-сп-ть к разделению ответ-ти.
Гештальт-терапевт д.б. ленивым (не торопиться в А с клиентом), тупым (часто переспрашивать) и жадным (берет оплату, даже если клиент ничего не сказал и не сделал).