Волновой запас.
Навигационный запас
Навигационным запасом называется такая минимальная глубина под килем судна, которая обеспечивает безопасное плавание на мелководье по тихой воде самой малой скоростью.
В нормативных документах различных государств величина навигационного запаса определяется по-разному. Так, Национальной комиссией США навигационный запас определен в 2 фута (0.6 м).
В отечественных нормах, регламентирующих проектирование портовых акваторий, навигационный запас определен в 0.04 - 0.07 осадки судна в зависимости от типа грунта.
В Наставлениях по организации штурманской службы (НШС-82 и НШСР-86) навигационный запас рекомендуется принимать не менее 0.3 0.4 м (в зависимости от плотности грунта).
Находясь на взволнованной поверхности воды судно совершает колебания и в вертикальном направлении (рис.11.11). Для учета проседания судна на волнении относительно положения на тихой воде вводится понятие волнового запаса.
Рис.11.11. Влияние волнения на осадку судна.
В зарубежной практике в качестве волнового запаса принимается полная амплитуда качки судна. При этом амплитуда килевой качки условно считается равной половине высоты волны, а амплитуда бортовой качки определяется в зависимости от угла крена, который в расчетах принимается равным 5о.
Исследования, проведенные кафедрой теории корабля ОИИМФа, показали, что амплитуда качки судна зависит не только от высоты волны, но и от соотношения ее длины и длины судна. На основе выполненных исследований были разработаны таблицы волнового запаса в зависимости от длины судна и высоты волны 3%-й обеспеченности. В этих таблицах предусматривалось, что если волна подходит к судну под углом около 35о, табличные значения следовало умножить на коэффициент 1.4, а при угле 90о - на коэффициент 1.7.
В НШС-82 (и НШСР-86) приводится таблица учета волнового запаса, которая была составлена на основании данных таблицы, разработанной в ОИИМФе, данные которой для упрощения расчетов были сразу умножены на коэффициент 1.4. Таким образом, табличные данные по волновому запасу в НШС-82 (и НШСР-86) несколько завышены для курсовых углов волн до 30о и несколько занижены для курсовых углов свыше 40о (табл.6).
Учитывая то, что на практике высота волн определяется на глаз с погрешностью + (20 25) %, в интересах безопасности табличные данные при курсовых углах волн свыше 40о следует умножить на коэффициент 1.4.
Таблица 6
Длина судна, м | Высота волн, м | |||
0.2 | 0.7 | 1.2 | 2.0 | |
0.2 | 0.6 | 1.1 | 1.7 | |
0.1 | 0.4 | 0.8 | 1.3 | |
0.1 | 0.3 | 0.7 | 1.1 | |
- | 0.3 | 0.6 | 1.0 | |
- | 0.2 | 0.5 | 0.8 |