Универсальный метод Ремиша

Графический метод NPL

Рис.11.7.Номограмма для определения изменения осадки судна.

Как уже говорилось, крупнотоннажные суда, имеющие полнообводные формы корпуса (Св > 0.8), при движении на мелководье проседают больше носом, чем кормой. Для определения скоростного проседания таких судов можно воспользоваться номограммой NPL (National Phisical Laboratory), приведенной на рис.11.7.

В [6] приводится метод Ремиша, который позволяет определять скоростное проседание при плавании на мелководье и в канале. Этот метод учитывает основные параметры судна и может быть применен для судов с различными размерами и полнотой обводов.

Увеличение осадки на мелководье (в метрах) отдельно для носа и кормы рассчитывается по формуле

, (11.10)

где d - осадка носом или кормой соответственно, м;

C- коэффициент, зависящий от формы корпуса;

Сv - коэффициент, зависящий от скорости хода, рассчитываемый по формуле:

, (11.11)

где V - скорость судна, м/с;

V’кр - критическая скорость для мелководья, м/с, определяемая из выражения:

(11.12)

Коэффициент Cδ отдельно для носа и кормы определяется из следующих выражений:

, (11.13)

где Св - коэффициент общей полноты судна.

При анализе (11.13) и (11.10) видно, что при Cδн > 1 проседание носа больше, чем кормой, а при Cδн < 1 - больше проседание кормы, чем носа.

Для расчета проседания судна в канале величину критической скорости V’кр, входящую в (11.11), следует рассчитывать по формуле:

, (11.14)

в которой

, (11.15)

где n - отношение площади поперечного сечения канала ωк к площади погруженной части мидель-шпангоута ω¤:

(11.16)