Универсальный метод Ремиша
Графический метод NPL
Рис.11.7.Номограмма для определения изменения осадки судна.
Как уже говорилось, крупнотоннажные суда, имеющие полнообводные формы корпуса (Св > 0.8), при движении на мелководье проседают больше носом, чем кормой. Для определения скоростного проседания таких судов можно воспользоваться номограммой NPL (National Phisical Laboratory), приведенной на рис.11.7.
В [6] приводится метод Ремиша, который позволяет определять скоростное проседание при плавании на мелководье и в канале. Этот метод учитывает основные параметры судна и может быть применен для судов с различными размерами и полнотой обводов.
Увеличение осадки на мелководье (в метрах) отдельно для носа и кормы рассчитывается по формуле
![]() | (11.10) |
где d - осадка носом или кормой соответственно, м;
C- коэффициент, зависящий от формы корпуса;
Сv - коэффициент, зависящий от скорости хода, рассчитываемый по формуле:
![]() | (11.11) |
где V - скорость судна, м/с;
V’кр - критическая скорость для мелководья, м/с, определяемая из выражения:
![]() | (11.12) |
Коэффициент Cδ отдельно для носа и кормы определяется из следующих выражений:
![]() | (11.13) |
где Св - коэффициент общей полноты судна.
При анализе (11.13) и (11.10) видно, что при Cδн > 1 проседание носа больше, чем кормой, а при Cδн < 1 - больше проседание кормы, чем носа.
Для расчета проседания судна в канале величину критической скорости V’кр, входящую в (11.11), следует рассчитывать по формуле:
![]() | (11.14) |
в которой
![]() | (11.15) |
где n - отношение площади поперечного сечения канала ωк к площади погруженной части мидель-шпангоута ω¤:
![]() | (11.16) |