Формула А.П.Ковалева
Формулы, рекомендуемые НШС МРХ
Увеличение осадки судна кормой (в м) находится из выражения:
![]() | (11.6) |
где К - коэффициент, зависящий от L/B (табл.3);
Vc - скорость движения судна, уз.
Таблица 3
L/B | ||||
K | 0.76 | 0.62 | 0.54 | 0.47 |
Для учета скоростного проседания (в см) А.П.Ковалевым были преобразованы формулы Г.И.Сухомела:
где Vc - скорость движения судна, уз;
К - коэффициент, зависящий от L/B (табл.4).
Таблица 4
L/B | ||||||
K | 1.35 | 1.03 | 0.80 | 0.62 | 0.55 | 0.48 |
Как уже говорилось выше, при плавании на мелководье с ограниченной акваторией у судна появляется дополнительное проседание. Величину дополнительного проседания можно приблизительно вычислить по преобразованной формуле А.П.Ковалева [5] :
![]() | (11.8) |
где ∆d’к - величина дополнительного проседания, см;
К’ - коэффициент, зависящий от соотношения площадей поперечного сечения канала ωк и подводной части мидель-шпангоута ω¤ (табл.5);
Vc - скорость судна, уз.
Таблица 5
ωк /ω¤ | |||||||
K’ | 0.98 | 0.61 | 0.44 | 0.35 | 0.24 | 0.18 | 0.15 |
Из таблицы видно, как быстро увеличивается проседание судна при уменьшении поперечного сечения канала. Поскольку зависимость К’ от ωк/ω¤ нелинейная, то для повышения точности нахождения величины К’ предлагается график (рис.11.6), построенный на табличных данных.
Рис.11.6. Проседание судна
Таким образом, при плавании судна мелководным каналом скоростное проседание будет определяться, как
![]() | (11.9) |
Все вышеприведенные формулы предназначены для расчета проседания мало- и среднетоннажных судов (∆ < 30 000 т).