Основные сведения о швартовых операциях.

Маневрирование судна при подходе к причалу, борту другого судна или к специальному сооружению, крепление его к ним, а так же отход судна от места стоянки называют швартовыми операциями.

Швартовые операции относятся к наиболее сложным, ответственным и часто повторяемым этапам работы морских судов.

Сложность швартовки и риск, существующий при выполнении маневра подхода-отхода судна, обусловлены наличием таких факторов, как огромная инерция судна, действие внешних сил и относительно малая местная прочность его корпуса.

Применяются несколько основных типов швартовых операций:

1. швартовка судна бортом к причалу;

2. швартовка судна кормой к причалу;

3. швартовка судна к судну стоящему на якоре или в дрейфе;

4. швартовка судна к судну на ходу;

5. перетяжка судна вдоль причала и разворот у причала на швартовых.

 

Рис. 10.9 Основные способы стоянки судов на швартовых6

1.- бортом(лагом); 2- бортом с отданным якорем; 3- бортом с отданным якорем и швартовым на бочку; 4. кормой; 5- на бочке с отданным якорем; 6 – на двух бочках; 7 – на четырех бочках; 8 – лагом; 9 – на бакштове.

Швартовка судна бортом к причалу (лагом) является самым распространенным типом швартовых операций. При этом типе швартовки обеспечивается наиболее надежное крепление судов к причалу. Основные недостатки швартовки бортом: трудность и опасность маневрирования , особенно при прижимном ветре, необходимость обязательного использования буксиров.

Швартовка судна кормой к причалу характерна для танкером, паромов и военных кораблей.

К недостаткам такой швартовки относятся:

· наиболее сложное маневрирование при подходе;

· опасность повреждения винта и руля судна;

· меньшая надежность крепления судна к причалу.

Достоинства такой швартовки:

· не требуется большая протяженность причальной линии:

· можно одновременно проводить ремонтные и покрасочные работы с двух бортов;

· плавсредства могут подходить с каждого борта;

· не требуется буксир при отходе.

Швартовка к судну, стоящему на якоре, лежащему в дрейфе или находящему на ходу, производится в случаях, когда возникает необходимость передачи груза, топлива, воды или пересадки людей. Это наиболее сложный тип швартовых операций.

Перетяжка судна вдоль причала или разворот его на швартовых у причала производится в случаях, когда необходимо освободить место у причала другому судну, либо это необходимо в связи с ходом грузовых операций, либо для разворота судна носом на выход.

Возможны следующие варианты швартовых операций:

· швартовка самостоятельная, с помощью буксира, при отсутствии ветра и течения, при отжимном или прижимном ветре, по течению, против течения;

· швартовка без отдачи якоря, с отдачей якоря, швартовка между стоящими у причала судами, к специальным причалам, в каналах и шлюзах, во льду, к аварийному судну.

Во многочисленных вариантах швартовых операций маневрирование одновинтовых судов существенно отличаются от маневрирования двух винтовых судов и особенно судов с подруливающими устройствами.

Одновинтовые суда представляют собой трудноуправляемый объект в условиях стесненной акватории и поэтому в большинстве случаев швартуются с помощью буксиров.