Философия конфуцианства.

Конфуцианство– это древнекитайское учение, созданное Конфуцием (Кун – цзы) в VI – V в.в. до н. э. Учение обосновывает необходимость этических, гармоничных отношений между людьми. Каждый человек должен строго следовать порядку и исполнять свои обязанности правителя или слуги. При этом слуга не должен быть унижен, обездолен, беззащитен, потому что он – сын мудрого правителя. Конфуций сформулировал правила воспитания благородного мужа на основе сыновней почтительности и отцовской заботы. В основе нравственности конфуцианства лежит человечность и справедливость – качество «жень».

Конфуций утверждал, что упадок начинается с расцвета, мудрость сохраняется глупостью, образованность – невежеством, богатство – экономией. В конфуцианстве признается пять основных правил поведения: следует проявлять милосердие (жень), следовать долгу или быть справедливым, соблюдать обряды, следовать знанию о добродетелях и поддерживать мужество (или способность внушать доверие).

Тринадцатикнижие (Ши-сань цзин)– древнекитайские тексты, признанные каноном (совокупностью норм, правил) конфуцианства. Создавались со II века до н.э. до ХII века н.э. и оформились после включения трактата Мэн-цзи. «И цзин» («Чжоу и») (Каноническая книга перемен») – древнейший и наиболее значительный философский текст, указывающий на то, что небом были ниспосланы мифическому императору Фуси в III тысячелетии до н. э. восемь триграмм – символов, отражающих восемь первооснов мира. Триграммы состоят из различных сочетаний мужского символа ян (свет, солнце, огонь, активность, небо), выраженного целой чертой и женского инь (тьма. Луна, вода, пассивность, земля), выраженного прерванной чертой. Инь и ян выражают постоянно противоборствующие космические силы, определяющие изменения в материальном мире и обществе, культуре.

«И цзин» («Чжоу и») «Каноническая книга перемен» – древнейший и наиболее значительный философский текст.

 

Последователь Конфуция Мэн-цзы утверждал, что человек обладает врожденной добротой, разумом, гуманностью (жень), что небо наделило человека справедливостью, благоразумием, именно народ осуществляет главную волю неба. Во II – I в.в. до н.э. в конфуцианстве появилось учение о противоречивой и несовершенной природе человека. Считалось, что воспитанием и исправлением природы человека должен заниматься тот, кто воплощает небесную силу «ян»– это правитель, отец, муж. Представление о двойственности мира («ян – инь», правитель – подданный) указывает на стремление объяснить гармонию и борьбу космических и земных сил. Все в мире состоит из различных сочетаний мужского начала «ян» (свет, солнце, огонь, активность, небо) и женского – «инь» (тьма, луна, вода, пассивность, земля). Инь и ян выражают противоборствующие космические силы, изменения в материальном мире, обществе и культуре.