Специфика управления качеством в развивающихся странах в 50-70 г.г. 20 века

Сближение национальных систем управления качеством продукции на базе углубления сотрудничества в области стандартизации, единых принципов и методов аттестации и контроля качества продукции;

Формирование государственной системы стандартизации как организационно-технической основы управления качеством;

Создание систем материального и морального стимулирования и контроля качества продукции;

Создание государственных систем аттестации качества продукции;

Общее руководство разработкой и внедрением систем управления качеством со стороны правительственных учреждений;

Существенное внимание уделялось пропаганде экономических вопросов качества, с тем, чтобы каждый работник обязательно знал структуру расходов на качество и важность своей работы, своего личного вклада в достижение оптимального уровня качества при минимально возможных затратах.

В 1960-е годы в ПНР был создан Национальный комитет по управлению качеством и измерениям, который являлся координационным центром всех мероприятий, направленных на повышение качества продукции в Польше.

Общим элементом этих систем служило использование прогрессивных методов бездефектного изготовления продукции. При этом каждая страна вносила свой специфический вклад в разработку наилучших путей управления качеством на производстве.

Особенности управления качеством в странах Восточной Европы в 50-70 г.г. 20 века

При разнообразии методов управления качеством, которые были приняты в социалистических странах в соответствии со специфическими особенностями структуры их экономики и исторического опыта, можно выделить основополагающие единые подходы к решению проблемы качества. Эта общность подходов имела в своей основе плановую систему ведения хозяйства.

В бывших социалистических странах Восточной Европы основным рычагом управления качеством служили государственные стандарты, в которых закладывались плановые показатели качества изделий. При этом требования к качеству готовой продукции увязывались с требованиями к качеству сырья, полуфабрикатов, материалов и комплектующих изделий. Соблюдение этих требований было обязательным.

Государственное регулирование деятельности в области управления качеством осуществлялось через проведение общегосударственных мероприятий, рассчитанных на массовый эффект. В странах Восточной Европы предпринимались попытки создания единых государственных систем управления качеством. Их функционирование предусматривало присвоение продукции знака качества на основе государственной аттестации и поис­ки наиболее действенных форм морального и материального стимулирования выпуска продукции высокого качества.

Начало поисков новых путей и форм управления качеством в социалистических странах совпало по времени с проведением экономических реформ, направленных на совершенствование управления народным хозяйством. От периода послевоенного восстановления хозяйства и экстенсивного роста социалистические страны подошли к периоду интенсивного развития, при котором решение проблемы качества приобрело первостепенное значение.

Остановимся более подробно на системах управления качеством, применявшихся в отдельных социалистических странах В ходе реорганизации промышленности, развития новой системы планирования и управления, Проблема обеспечения качества приобрела в Польской Народной Республике первостепенное значение. Уровень качества изделий рассматривался как один из критериев эффективности всего народного хозяйства. На предприятиях прямой контроль был заменен такой системой управления, при которой основную роль стали играть экономические показатели(рентабельность, трудоемкость производственного процесса).

Экономическая ответственность изготовителя за качество выпускаемой продукции потребовала создания на предприятиях специальных отделов контроля качества. Созданное в 1959 г. «Бюро знака качества» производило оценку качества продукции, не зависимую от изготовителя. Исходя из результатов оценки Бюро присваивало знак качества. Знак «Q» присваивался продукции, качество которой соответствовало уровню лучших мировых образцов, а знак «I» – продукции, соответствующей среднему мировому уровню качества. Знак качества за 10 лет существования Бюро получили более 7 тыс. изделий.

Промышленные министерства начали применять новую методику оценки и классификации продукции, согласно которой продукция была разделена на три группы «А», «В» и «С». Изделия группы «А» соответствовали лучшим мировым образцам, группы «В» – прогрессивным мировым образцам. Устаревшие изделия относили к группе «С» и их следовало снять с производства. Разрешение на выпуск продукции давался предприятиям только после проведения классификации.

В ПНР был разработан метод бездефектного изготовления продукции, который получил название DO-RO (Dobra Robota). Он был основан на саратовской системе БИП,. Цель этого метода – повысить качество продукции на каждом рабочем месте и свести брак до минимума путем психологического и организационного воздействия на работника с тем, чтобы вызвать заинтересованность в труде, чувство гордости за свою работу. Основа метода – создание условий для сознательной деятельности каждого работника и правильного выполнения операций с первого раза. Основным звеном при применении метода «DO-RO» являлся коллектив мастеров, руководимый начальником отдела (цеха). Работая с непосредственными исполнителями, мастер должен помочь им предотвратить ошибку.

В Чехословакии теория и практика управления качеством зародились во второй половине 1930-х годов, а в 1940 г. был издан первый стандарт в этой области – «Статистические методы управления качеством». В 1945 г. был создан Консультативный центр по вопросам управления качеством. Однако основное внимание в этот период уделялось достижению количественных показателей, установленных путем централизованного планирования; к вопросам повышения качества не проявлялось большого интереса.

Большую роль в создании и совершенствовании единой системы качества в стране сыграл Комитет по качеству, который развернул активную деятельность по организации лекционных курсов, изданию специальной литературы, оказанию консультативной помощи промышленности и участию в работе различных правительственных учреждений и других организаций с целью повышения интереса к современным методам управления. Самым большим достиже­нием Комитета по качеству было признано проведение в 1969 г. «Чехословацкого года качества» (ЧСГК) Проведение «Чехословацкого года качества» было расценено как общенациональное мероприятие, направленное, в первую очередь, на улучшение экономического положения страны. Перед «годом качества» была поставлена задача показать, что повышение качества продукции является долгом каждого, кто по роду своего занятия связан с обеспечением качества и надежности товаров. Предприятия многих отраслей промышленности включились в подготовку к его проведению. Особое внимание уделялось повышению уровня технико-эстетических показателей, качеству упаковки, популяризации торговых знаков, улучшению соотношения между расходами на повышение качества и его уровнем. Большое значение придавалось качеству экспортной продукции.

В апреле 1968 г. Комитетом по качеству был проведен семинар по пропаганде вопросов управления качеством и подготовке специалистов в этой области для преподавателей высших учебных заведений и работников предприятий, отвечающих за подготовку кадров. При факультете машиностроения Пражского технологического института была впервые откры­та аспирантура по направлению «Управление качеством»

Управление качеством и контроль качества в Румынии рассматривались как часть общей программы рационализации, организации и научного руководства производством, снабжением и сбытом товаров. С целью укрепления позиций румынских изделий на мировом рынке большое значение уделялось качеству экспортной продукции, поэтому в ряде министерств (машиностроения, химической промышленности и др.) были созданы специализированные управления контроля качества.

В 1953 г. в связи с возросшим международным товарообменом для обеспечения качества экспортной продукции было создано Управление контроля товаров, а в 1967 г. – Генеральная государственная инспекция по контролю качества экспортной продукции, задачей которой являлось осуществление государствен­ной политики в области качества экспортных товаров. Генеральная государственная инспекция подчинялась Совету МинистровРумынии. Она была вправе запрещать поставку товаров, накладывать штраф в случае несоблюдения требуемого уровня качества экспортной продукции. Работники инспекции проверяли упаковку, маркировку, хранение, транспортировку товаров и условия хранения их на складах, в портах и пограничных пунктах, осуществляли контроль качества сырья, производственных процессов, состояние оборудования, квалификацию рабочих.

Методы контроля качества были направлены на постоянное сокращение расходов на производство и сбыт, стандартизацию производства; особое внимание уделялось предупреждению брака и рекламаций, а также достижению наибольшей надежности продукции.

Генеральная инспекция имела сеть органов контроля – это Центральное бюро, контрольные органы предприятий, центров приемки и отправки продукции, пограничных пунктов.

Важную роль в обеспечении управления качеством экспортной продукции играли научно-исследовательские и проектно-конструкторские институты, а также высшие учебные заведения; тщательно изучались тенденции развития мирового рынка и уровень качества зарубежной продукции, а также конкурентоспособность национальной продукции.

В Германской Демократической Республике особое внимание уделялось вопросам экономики качества, в частности, определению стоимости контроля качества продукции. Важнейшей целью было предельное снижение расходов на проведение контроля при одновременной стабилизации ка­чества выпускаемой продукции.

Отделы технического контроля на крупнейших предприятиях ведущих отраслей промышленности в ГДР имели двойное подчинение: администрации предприятия и Государственному управлению по измерительной технике и испытанию продукции (DAMW) – центральному органу государственного управления, подчиненному заместителю Председателя Совета Министров ГДР, который руководил деятельностью Госплана ГДР.

Большое распространение получил самоконтроль качества, а также статистические методы контроля качества как составная часть системы бездефектного изготовления продукции. На предприятии VEB WEM в результате применения системы самоконтроля за 8 месяцев процент брака снизился с 3,0 до 0,5%, а годовая экономическая эффективность оказалась равной стоимости сооружения двух станкостроительных заводов.

Ценный опыт был накоплен ГДР в области материального стимулирования высокого качества продукции путем государственной аттестации. Система государственного управления качеством включала такой инструмент воздействия на качество как определение цен на изделия высокого и низкого качества. Цене отводилась решающая роль в обеспечении аттестационной системы, и она непосредственно зависела от класса качества, присвоенного конкретному виду продукции.

Дополнительные суммы, получаемые предприятием за счет выпуска продукции высшего класса, составляли сверхплановую прибыль. До 3/4 ее отчислялось в премиальный фонд. Предприятия, перевыполнившие план выпуска, но не обеспечившие выполнение задания по повышению качества или допустившие выпуск продукции низкого качества, лишались премий.

Таким образом, можно выделить следующие общие черты в области формирования национальных систем управления качеством в странах Восточной Европы в 1950-70-е годы:

7. Ориентация на опыт СССР в области управления качеством.

 

 

Начиная с 1960-гг, управление качеством в промышленности приобрело огромное значение для экономики развивающихся стран и расширения их участия в международной торговле. Это должно было создать предпосылки для индустриализации и успешного претворения в жизнь планов экономического и социального прогресса. Благодаря выпуску изделий высокого качества создавались предпосылки расширения рынка сбыта готовой продукции и увеличения прибыли. Решая проблему повышения качества продукции, развивающиеся страны стремились повысить общественное благосостояние и качество жизни.

В рассматриваемый период времени управление качеством в этих странах воспринималось как революционная теория в науке управления. Наиболее эффективные методы управления качеством (такие, как программы бездефектного изготовления продукции, применение теории надежности, технико-экономического анализа и оценки продукции, методов выборочного и неразрушающего контроля) в развивающихся странах применялись еще крайне редко. Недостаточно были осознаны в промышленных кругах выгоды внедрения комплексных систем управления качеством, нe были накоплены достаточный опыт и знания в области управления качеством, не было специалистов, способных применять существующие подходы в области управления качеством. Работы в области обеспечения качества сводились скорее к исправлению, чем к предупреждению дефектов, что приводило в большинстве случаев к ужесточению выходного контроля. Профилактические методы не получили должного признания. Поэтому сложилась необходимость внедрения систем предупреждения выпуска дефектной продукции, планирования новых видов продукции и технологических процессов, применения методов устранения дефектов, привлечения к участию в решении этих проблем всего персонала производственных предприятий, поиска путей морального и материального стимулирования выпуска продукции высокого качества.

В Арабской Республике Еги­пет работа в области стандартизации и внедрения методов управления качеством была начата в 1956 г. после образования Министерства промышленности. В 1960-е годы страна впервые стала производить велосипеды, шины, легковые автомобили, автобусы, грузовики, тракторы, железнодорожные вагоны, стальную проволоку, кабели, стальные трубы и т.д. Импорт товаров был сведен к минимуму, требовалось расширение экспорта, поэтому проблема обеспечения качества производимой продукции имела для страны первостепенное значение. Развитие стандартизации было предусмотрено специальным законом. Была создана Египетская организация по стандартизации (ЕОС), призванная обеспечить принятие необходимых мер для повышения качества производимой продукции. В 1964 году она была реорганизована, в ее составе создано специальное управление по вопросам качества. В декабре того же года была проведена Национальная конференция по управлению качеством в промышленности. В результате было принято решение расширить деятельность в области аттестации продукции и пересмотреть промышленное законодательство с целью обеспечения материальной заинтересованности в производстве продукции высокого качества, развивать подготовку специалистов в области управления качеством, начать разработку национальных стандартов, создать специализированные отделы по управлению качеством на промышленных предприятиях.

В 1968 г. ЕОС создала Совет по обучению в области управления качеством, который разработал программы обучения для различных категорий специалистов – от мастера до высшего руководства. В работе по составлению учебных программ широко использовался опыт Японии.