Якорное устройство.

Судовые устройства.

Якорным устройством называется совокупность технических средств, предназначенных для постановки судна на якорь, надежного удержания его на месте и для съемки с якоря.

Якорное устройство состоит из якорей, якорных цепей (канатов), якорных механизмов, якорных клюзов, стопоров стационарных и переносных, места хранения якорных цепей, устройства для крепления якорных цепей к корпусу судна.

Размещается якорное устройство в основном в носовой части судна (на баке).

Якорем называется литая или сварная конструкция, предназначенная для удержания судна на месте. К судовым якорям относятся: становые, запасные, стоп-анкеры, верпы, дреки и кошки.

Становымиякорями называются якоря, предназначенные для удержания судна на месте. Обычно они применяются для постановки судна на якорь на рейде или гавани. Каждое судно имеет два становых якоря и один запасной. На судах применяются становые якоря следующих систем: адмиралтейские, Холла, Матросова, Тротмана, Мартина и др. по способу крепления якоря на судне после съемки, якоря разделяются на втяжные и заваливающиеся. К втяжным якорям относятся якоря системы Холла и Матросова. Эти якоря не имеют штока на веретене, благодаря чему после съемки, они втягиваются в клюз и крепятся по походному. К заваливающимся якорям относятся все якоря имеющие шток на веретене.

Стоп-анкер – составляет 0.5 веса от станового якоря. Служат для удержания судна в определенном направлении. Используются для снятия судна с мели. Для этой цели стоп-анкеры завозятся на катерах или шлюпках.

Верпы– малые судовые якоря, применяемые для различных работ. Вес этих якорей составляет 0.3 от веса станового якоря.

Дреки – небольшие шлюпочные якоря.

Кошки – 3 – 4 лапые якоря весом в несколько кг.

Рис.3.1 Адмиралтейский якорь.

1 – скоба якоря; 2 – проушина, 3 – тренд, 4 –носок, 5 – лапа, 6 – рог, 7 – пятка, 8 – веретено, 9 – шток, 10 – отверстие для чеки, 11 – чека.

 

 

Адмиралтейский якорь при отдаче врезается в грунт одной лапой, вторая лапа находится над поверхностью грунта в вертикальном положении. Шток лежит на грунте плашмя. Якоря изготовляются весом от 75 до 3000 кг.

 
 

 


7

8

 

 
 


Рис.3.2. Якорь с поворотными лапами без штока системы Холла.

1 – скоба якоря, 2 – веретено, 3 – лапы, 4 – коробка, 5 – носок, 6 – болты, 7 – отверстие для веретена, 8 - лопатообразные приливы.

Коробка якоря отливается заодно с лапами. На коробке имеются лопато-образные приливы предназначенные для разворачивания якоря на грунте. В средней части коробки имеется отверстие куда входит утолщенная часть веретена. Веретено присоединяется к коробке при помощи штыря. Выпадению веретена из коробки препятствуют два болта, проходящие сквозь коробку.

Принцип действия:

Отданный якорь ложится на грунт нижней частью коробки (пяткой). Под действием веса якорной цепи и веретена, якорь ложится на грунт горизонтально. При дальнейшем натяжении якорной цепи, якорь ползет по грунту, приливы коробки врезаются в грунт и разворачивают лапы якоря и носки лап врезаются в грунт. По мере вхождения в грунт лапы еще больше разворачиваются, что способствует быстрому забиранию якоря.

Угол разворота лап якоря составляет 450. якоря Холла изготовляют весом от 100 до 8000 кг.

Недостатки якоря: 1 - сравнительно небольшая держащая сила; 2 – так как лапы широко расставлены, то, попадая в грунт различной плотности, при забирании якоря создается опрокидывающий момент, вследствие чего якорь опрокидывается и начинает ползти.

 
 

 


4

 

 

Рис.3.3. Штоковый якорь Матросова.

1 – лапы якоря, 2 – веретено, 3 – скоба якоря. 4 – приливы, выполняющие роль штока, 5 – ось, 6 – штырь. α – угол разворота лап.

Якорь Матросова имеет две широкие лапы, примыкающие непосредст-венно к веретену. Каждая лапа имеет форму треугольника, так как зазор между лапами небольшой, то обе лапы можно рассматривать как одну. Такая конструкция увеличивает держащую силу в 4 – 5 раз большее, чем якоря Холла. По бокам сделаны приливы, которые выполняют роль штока, которые предохраняют якорь от опрокидывания. Угол разворота лап составляет 32 - 350.

Якорная цепьделится на смычки: 1 – якорная, 2 – промежуточные, 3 – коренная. смычки 25 – 27.5 метром. Длина якорной цепи определяется суммарной длиной промежуточных смычек. Каждые промежуточные смычки соединяются между собой соединительными разборными звеньями. Звенья якорных цепей должны иметь конрофорсы (распорки). Толщина якорной цепи определяется калибром цепи то есть диаметром сечения звена в месте их соединения.

1 2 3 4 5 6 6 5 4 3 2

Рис.3.4. Состав якорной цепи.

А) якорная смычка; Б) промежуточная смычка; В) коренная смычка.

1 – якорная скоба, 2 – концевое звено, 3 – увеличенное звено, 4 – вертлюг, 5 – соединительное звено, 6 – общие звенья.

Для определения количества вытравленной якорной цепи, смычки якорной цепи маркируются:

Первая смычка – последнее звено с распоркой и первое звено второй смычки окрашиваются в белый цвет, а на распорки кладут марки в несколько шлагов обожженной проволоки.

Вторая смычка – два звена второй смычки и два звена третей смычки окрашивают в белый цвет. На втором звене накладывают шлаги проволоки.

Третья смычка – окрашивают три звена третьей и три звена четвертой смычек. Проволочные шлаги накладываются на распорках третьих звеньев.

Четвертая и пятая смычки маркируются соответственно четырьмя и пятью звеньями.

Шестая смычка маркируется как первая и т.д.

Якорная цепь укладывается в цепной ящик. Цепной ящик делается узким и высоким для предотвращения перепутывания цепи во время качки судна. Цепной ящик располагается под брашпилем. Для крепления якорной цепи к корпусу судна используется специальное устройство жвака-галс, с откидным приспособлением глаголь-гаком.

К якорным механизмам относятся брашпили и шпили, которые служат для отдачи и выборки якорей. Подъем цепи осуществляется звездочкой, расположенной на вале якорного механизма. Звездочка имеет гнезда соответствующие калибру якорной цепи. У брашпиля ось вала – горизонталь-ная, и звездочка вращается в плоскости перпендикулярной палубе. На этом же валу вращаются барабаны – турачки, используемые для швартового устройства. У шпиля ось вала вертикальная и следовательно звездочка вращается в плоскости палубы. С верху на оси располагается барабан – турачка. На брашпиле и на шпиле устанавливают ленточный тормоз для стопорения якорной цепи при отдаче. Кроме того при стоянке судна на якоре, якорная цепь удерживается ленточным тормозом с стопорами.

Рис.3.5. Брашпиль электрический.

1 – турачка; 2 – звездочка; 3 – ленточный тормоз; 5 – палубный клюз; 6 - станина

Якорные клюзы – бортовые и палубные, служат для уменьшения трения при сходе якорной цепи, кроме того бортовые клюзы служат нишами в которые убираются якоря по походному.

Для надежного крепления якорной цепи на якорной стоянки служат стопора. Стопора бывают стационарные и переносные. По своему исполнению они бывают кулочковыми, цепными, винтовыми и эксцентриковыми.