Такелажное оборудование морских судов.
Такелаж морских судов
Тросы– изделия, свитые из стальных проволок или скрученные из растительных и синтетических нитей. Одной из важных характеристик является допустимая рабочая нагрузка, которую трос может выдержать длительное время.
FРАБ = Fраз/nК где nК - коэффициент запаса прочности.
Стальные тросы изготовляют из высоуглеродистой оцинкованной проволоки диаметром от 04 до 3 мм. По своей конструкции стальные тросы бывают одинарной, двойной и тройной свивки.
Трос одинарной свивки (спиральный) представляет собой прядь, у которой проволоки свиты в один или несколько рядов.
Тросы двойной свивки изготовляют свиванием нескольких прядей или спиральных тросов. На морских судах обычно применяют тросы двойной свивки: жесткие, без мягких сердечников.
· Для стоячего такелажа, с одним или несколькими сердечниками – для шкентелей, топенантов, оттяжек и пр.
Растительные тросы изготовляют из волокон растительного происхождения. Волокна растительных тросов свивают в нити, называемые каболками. Несколько каболок свивают в прядь. Свивкой трех или более прядей получают трос. Изготовленный таким образом трос называют трос тросовой работы.
Если свить между собой несколько тросов (обычно три) тросовой работы (называемые в этом случае стрендями), то получают трос кабельной работы. К растительным тросам относятся:
1. пеньковые тросы – легко впитывают влагу, становятся тяжелыми, жесткими и неудобными в работе;
2. манильские тросы – имеют размер от 30 до 350мм по окружности. Под влиянием влаги не теряют своей эластичности и гибкости. При растяжении удлинение составляет 15 – 17 %;
3. сезальские тросы - имеют размер от 20 до 350мм по окружности. Трос легко впитывает влагу. Удлинение 15%.
Сезальские и манильские тросы можно употреблять на леера, швартовы, оттяжки и т.п.