Вопрос Основания и порядок прекращения полномочий Президента России.
Вопрос. Полномочия Президента Российской Федерации.
Показания, противопоказания, осложнения.
Принципы рациональной антибиотикотерапии.
1. Микробиологический.
Для подбора антибиотика надо до назначения лечения взять у больного материал для исследования, выделить чистую культуру возб-ля и определить его чувствительность к антибиотику.
Антибиотикограмму определяют с помощью методов серийного развития в жидкой среде и диффузии в агар – метод бумажных дисков. В зависимости от диаметра зоны роста различают чувствительность штамма: чувствительные (диаметр более 10 мм), мало чувствительные (диаметр менее 10 мм), устойчивые (отсутствие зоны).
2. Фармакологический.
Определяют правильную дозу препарата, необходимые интервалы и методы введения, продолжительность. Следует знать фармакокинетику препаратов, возможности их сочетания.
3. Клинический.
Учитывает общее состояние больных, возраст, пол и др.
4. Эпидемиологический.
Выявляет устойчивость м/о к среде, окружающей больного (отделение больницы, географич-й регион).
5. Фармацевтический.
Учитывает сроки годности и условия хранения препаратов.
Химиотерапия должна назначаться строго по назначению врача, с учетом чувствительности возбуд-ля. Лечение проводится по схеме в комбинации препаратов с разными механизмами и спектром действия. Применять средства, способствующие повышению активности защитных сил организма.
Алкоголь может влиять как на активность, так и на метаболизм антибиотиков, влияя на активность ферментов печени, расщепляющих антибиотики. В частности, некоторые антибиотики, включая метронидазол, тинидазол, ко-тримоксазол, цефамандол, кетоконазол, латамоксеф, цефоперазон, амоксициллин, цефменоксим и фуразолидон химически взаимодействуют с алкоголем, что приводит к серьёзным побочным эффектам, включающим тошноту, рвоту, одышку и даже смерть. Употребление алкоголя с этими антибиотиками категорически противопоказано. Кроме того, концентрация доксициклина и эритромицина может быть существенно снижена при употреблении алкоголя.
Всякое полномочие государственного органа - есть совокупность их
прав и обязанность, т.е. право является одновременно и обязанностью,
чем их больше, тем больше демократии.
Полномочия по формированию и руководству исполнительной властью. В отличие от ранее действовавшего Основного Закона России Консти-
туция Российской Федерации не называет Президент страны главой испол-
нительной власти, ограничиваясь лишь указанием на то, что Президент
России - это глава государства. Однако перечень полномочий Президента
России и характер его взаимоотношений с другими должностными лицами и
органами власти,позволяют сделать вывод о том, что Президент Российской Федерации оказывает самое непосредственное влияние на организацию деятельности исполнительной власти. Это проявляется прежде всего в пра-
ве Президента России определять в соответствии Конституцией Российской Федерации и федеральными законами основные направления внутренней и внешней политики государства. Кроме того, Президент России активно участвует в определении персонального состава Правительства Российской Федерации и организации его работы. Так, согласно пп."а","б","в","г","и" и "к" ст.83 Конституции Российской Федерации Президент России назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации; принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации; по предложению Председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров; имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации; формирует Администрацию Президента России; назначает и освобождает своих полномочных представителей в субъектах Российской Федерации.
Президент Российской Федерации представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации; а также кандидатуру Генерального прокурора Российской Федерации; вносит в Совет Федерации предложения об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации.
Кроме этого, Президент назначает своих представителей (п."к"ст.83). Это как представители в субъектах федерации, так и представители в
других государственных органах (Федеральном Собрании, Конституционном Суде (Шахрай), компании "Росвооружение").
Полномочия по взаимодействию с федеральными законодательной и су-
дебной властями.
Так, в соответствии с положениями ст.84 Конституции РФ, Президент России назначает выборы Государственной Думы; распускает Государственную Думу в случаях и порядке,предусмотренных Конституцией Российской Федерации; вносит законопроекты в Государственную Думу; подписывает и обнародует федеральные законы; назначает референдум в порядке,установленном федеральным конституционным законом.Президент России обращается также к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране ,об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.Впервые это было осуществлено в феврале 1994 г.,когда Президент России направил Федеральному Собранию послание "Об укреплении Российского государства (Основные направления внутренней и внешней политики)",где заявил политический курс главы государства,содержащий политические,экономические и социальные ориентиры для деятельности всех органов государственной власти Российской Федерации.
Во взаимоотношениях с судебной властью Президент РФ должен руководствоваться тем, что суд независим и вмешиваться в его деятельность нельзя.
Так, глава Российского государства: представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации,Верховного Суда Российской Федерации,Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, назначает судей других федеральных судов,в том числе и судей военных судов военных округов,групп войск,армий,флотилий,гарнизонов и им равных военно-судебных органов;
Полномочия в оболсти внешней политики и международных отношений Для реализации указанного своего фунционального предназначения
Президент России наделяется обширными полномочиями в сфере внешнеполитической деятельности Российского государства. В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст.86) Президент России осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации; ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации; подписывает ратифицированные грамоты (после ратификации международных договоров парламентом России); принимает верительные и отзывные грамоты аккредитируемых при нем дипломатических представителей иностранных государств и международных организаций; назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.
Президенту России присущ и ряд полномочий,характерных для главы любого государства (ст.89 Конституции РФ) (в сфере его личного стату-
са): решение вопросов гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища; награждение государственными наградами Российской Федерации; присвоение почетных званий Российской Федерации; осуществление помилования.Помилование осуществляется в виде указа Президента России о полном или частичном освобождении конкретного осужденного от наказания либо замене назначенного ему судом наказания более мягким.Помилование может предусматривать также снятие судимости с лиц,ранее отбывших наказание.
Понятие и классификация полномочий Президента Российской Федерации в области обороны.
Содержание полномочий Президента России в области организации обороны страны определяется тем,что получая власть из народа Российской Федерации, он обязан в силу Конституции Российской Федерации и в соответствии с присягой (ст.ст.80,82 Конституции РФ) принимать меры по охране суверенитета России, ее независимости,безопасности и территориальной целостности государства. В связи с этим Президент России наделяется Конституцией Российской Федерации и военным законодательством весьма обширными и ответственными полномочиями.
По нашему мнению, основным критерием классификации рассматриваемых полномочий главы Российского государства является направленность его деятельности по регулированию возникающих общественных отношений в области обороны. Исходя из этого критерия все полномочия Президента Российской Федерации в области обороны можно классифицировать на: военно-политические, военно-административные и военные.
Военно-политические полномочия
Исходя из того, что Президент Российской Федерации в силу своего функционального предназначения призван в соответствии с Конституцией России и федеральными законами возглавлять работу всех органов государственной власти и военного управления по выработке и реализации наиболее важных, стратегических задач военной политики государства, можно выделить военно-политическую сферу деятельности главы российского государства в области обороны.
Деятельность Президента РФ в военно-политической сфере характеризуется тем, что она: во-первых, имеет внутреннюю и внешнюю сторону, а значит можно говорить о внутриполитической и внешнеполитической деятельности Президента РФ в области обороны; во-вторых, определяет раз-
витие военного строительства; в-третьих, находит выражение в выработанных на основе глубочайшего анализа доктринальных, концептуальных программах развития военного дела.
К числу военно-политических полномочий Президента РФ можно от-
нести, определенные в Конституции и Законе РФ "Об обороне" его полномочия по: утверждению и реализации различного рода доктринальных, концептуальных, программных документов, составляющих основу военной политики; формированию Совета Безопасности РФ и руководству его деятельностью; ведению переговоров и подписанию международных договоров Российской Федерации о совместной обороне, военном сотрудничестве и по вопросам коллективной безопасности и разоружению.
Общественные отношения, связанные с деятельностью главы Российского государства в военно-политической сфере, находят отражение в нормах различных отраслей права. Такого рода правовые нормы объединяются в государственно-правовой институт Президента Российской Федерации.
Военно-административные полномочия Президента Российской Федерации.
С учетом того, что согласно Закону Российской Федерации об обороне Вооруженные Силы России являются государственной военной организацией, составляющей основу обороны Российской Федерации, а их строительство, подготовка и поддержание в необходимой готовности определяются в качестве одного из важнейших направлений деятельности государства по организации обороны, можно выделить сферу деятельности Президента Российской Федерации, связанную с государственным руководством и управлением Вооруженными Силами России. Основываясь на точке зрения военных ученых Н.В.АРТАМОНОВА., В.П.ВОЛКОВА, Н.И.КУЗНЕЦОВА, Ф.А.КУЛИКА, Б.Ф.СТАРОВА о том, что такая отрасль знаний как "Военная администрация" изучает организующую деятельность государства по строительству Вооруженных Сил Российской Федерации и правовому регулированию общественных отношений в области обороны, диссертант называет указанную сферу деятельности главы Российского государства и полномочия, которыми он наделяется для регулирования общественных отношений в этой сфере, военно-административными.
Особенности конституционно-правового регулирования общественных отношений, возникающих в военно-административной сфере, определяются исполнительно-распорядительным характером деятельности Президента России в данной сфере, что не свойственно общему правовому положению Президента Российской Федерации, не являющегося главой исполнительной
власти. Общественные отношения в этой сфере регулируются помимо правовых норм государственного права России и нормами административного права.
К числу военно-административных полномочий Президента РФ можно
отнести его полномочия по: назначению и освобождению высшего командования Вооруженных Сил Российской Федерации; утверждению нормативно-правовых актов, определяющих организацию и деятельность органов военного управления, дислокацию Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск, размещение военных объектов и объектов по ликвидации оружия массового поражения, ядерных отходов на территории Российской Федерации; изданию указов о призыве граждан Российской Федерации на военную службу; награждению военнослужащих государственными наградами Российской Федерации, присвоению им почетных, высших воинских и специальных званий РФ.
Военные полномочия Президента Российской Федерации.
В связи с тем что в условиях военного времени общественные отношения во всех областях государственной деятельности имеют свою специфику, можно выделить военную сферу деятельности Президента Российской Федерации в области обороны и определяет круг его военных полномочий.
Автор согласен с П.И.РОМАНОВЫМ, утверждавшим, что государственное управление Вооруженными Силами в условиях военного времени имеет свои особенности в сравнении с условиями мирного времени, связанные с тем, что в данном случае военное управление становится управлением боевыми действиями войск. Управление Вооруженными Силами Российской Федерации в условиях военного времени осуществляется главой Российского государства в соответствии с его военными полномочиями Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации.
Особенности конституционно-правового регулирования общественных отношений, возникающих в ходе деятельности Президента Российской Федерации в военной сфере, находят отражение в нормативных актах военного времени. Отражая временный характер военных полномочий главы Российского государства, Конституция России устанавливает определенные рамки, в которых Президент России имеет возможность воспользоваться своими обширными военными полномочиями - в случаях агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии. В условиях военного времени в правоотношения, связанные с проводимыми главой Российского государства мероприятиями, могут вступать новые субъекты - органы государственной власти военного времени.
К числу военных полномочий Президента РФ можно отнести его полномочия по: применению Вооруженных Сил Российской Федерации, ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения; участию главы российского государства в юридических процедурах объявления состояния войны и введения военного положения; утверждению им нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность органов государственной власти и военного управления, направленную на подготовку в мирное время к возможным вредным последствиям агрессии против РФ; введению в действие нормативных актов военного времени и прекращению их действия, формированию и упразнению органов государственного управления военного времени.
Деятельность Президента Российского государства как и всякого государственного органа строится в определенных формах.
По вопросам своей компетенции Президент России издает указы и
распоряжения. Указы Президента России по своей юридической силе бывают
нормативными (т.е. имеющими общеобязательный характер и содержащие
предписания общего характера) и ненормативными,индивидуальными (т.е.
распространяющими свое действие на конкретных субъектов правоотношений
и рассчитанных на одноразовое применение). К нормативным указам Президента России относится,например,указ о введении чрезвычайного положения,а к ненормативным - о назначении руководителя того или иного министерства или ведомства.
Указы и распоряжения Президента России обязательны на всей территории Российской Федерации.Данное требование Конституции Российской Федерации (ст.90) означает,что акты Президента России имеют прямое действие в отношении органов государственной власти,их должностных лиц,общественных объединений,органов местного самоуправления и граждан.Указы и распоряжения Президента России не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
В соответствии с Указом Президента РФ от 2 мая 1996 г. N 638 "О порядке подготовки проектов указов, распоряжений Президента Российской Федерации, предусматривающих принятие постановлений, распоряжений Правительства Российской Федерации"
(О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти см. Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763)
В целях упорядочения подготовки и принятия указов, распоряжений
Президента Российской Федерации, предусматривающих принятие постановлений, распоряжений Правительства Российской Федерации, постановляю:
1. Установить, что проекты указов, распоряжений Президента Российской Федерации, предусматривающие принятие постановлений, распоряжений Правительства Российской Федерации, вносятся с приложением к представляемому проекту указа, распоряжения Президента Российской Федерации соответствующих связанных с ним проектов постановлений, распоряжений Правительства Российской Федерации. (Собрание законодательства РФ. - 1996.
- N 19. - Ст.2257).
В отличии от указов, распоряжения - это организационно-оператив-
ные акты, имеющие вспомогательный характер.
С целью успешного осуществления своих многообразных полномочий Президент России формирует Администрацию Президента Российской Федерации. Возглавляет ее назначенный президентом Руководитель Администрации,который координирует деятельность управлений, отделов и служб Президента России или его Администрации.
К числу таких управлений: Контрольное управление, государственно-правовое управление, Финансово-бюджетное управление Президента России,Управление делами Президента России,
А также управления администрации главы Российского государства: Управление делопроизводства Администрации Президента России,Управление информационного обеспечения Администрации Президента России,Управление по вопросам гражданства Администрации Президента России,Управление Администрации Президента России по работе с территориями.Главными задачами указанных Управлений являются обеспечение эффективной деятельности главы государства в соответствующей сфере,принятие им обоснованных решений и организации взаимодействия с другими органами государственной власти.Важную роль в Администрации Президента России играет Государственно-правовое управление Президента России.Оно призвано осуществлять разработку предложений по концепции правовой политики и правовому обеспечению осуществляемых социально-экономических реформ,обеспечивать формирование программ законопроектных работ,готовить заключение по поступающим на подпись Президенту России федеральных законов,контролировать правильность и своевременность опубликования указов и распоряжений Президента России,федеральных законов и других актов,принимаемых Федеральным Собранием Российской Федерации,контролировать работу подразделений Администрации Президента России,аппарата Правительства Российской Федерации,министерств и иных федеральных
органов исполнительной власти по подготовке проектов законов и других
решений.На Государственно-правовое управление Президента России возложена также координация работ по вопросам нормативного регулирования деятельности правоохранительных органов,органов военного управления,а также других государственных органов,осуществляющих деятельность в области обороны и безопасности.С этой целью в составе ГПУ создан и действует Отдел правоохранительных органов,вопросов безопасности и обороны.
Ряд ответственных задач решает Отдел писем и приема граждан,Отдел по взаимодействию с партиями и общественными объединениями,Аппарат советников Президента России (в его составе есть советники по правовой политике,по оборонным вопросам и др.),Комиссии при Президенте (комиссии по вопросам помилования,по государственным наградам,по присвоению высших воинских званий и др.),Координационные комитеты (по делам инвалидов,по экологической политике и др.).Для обеспечения взаимодействия Администрации Президента России с парламентом,главой государства назначается полномочный представитель Президента России в Федеральном Собрании.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст.91) Президент России обладает неприкосновенностью.Это означает,что личность главы Российского государства,его достоинство и правовой статус охраняется в особом,установленном законом порядке.Конституцией Российской Федерации (ст.ст.92,93) установлен и особый порядок прекращения полномочий Президента России.
Согласно Конституции Российской Федерации существуют следующие основания прекращения полномочий Президента России:
а) истечение сроков его пребывания в должности (4 года).Временем истечения срока является момент принесения присяги вновь избранным Президентом России;
б) досрочно в случае его отставки,т.е. в случае добровольного сложения Президентом России своих полномочий в силу каких-либо политических, личных или иных обстоятельств (причин);
в) досрочно в случае стойкой неспособности Президента России по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия.В соответствии с законодательством в этом случае создается независимая меди-
цинская комиссия,заключение которой является основанием для прекращения полномочий главы государства;
г) в случае отрешения Президента России от должности на основании его обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.Порядок отрешения детально регулируется Конституцией Российской Федерации (ст.93).Правом выдвигать обвинения в совершении вышеуказанных преступлений обладает нижняя палата парламента России - Государственная Дума.Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения против Президента России должно быть принято двумя третями голосов от общего числа депутатов по инициативе не менее одной третей депутатов этой палаты и при наличии заключения специальной комиссии,образованной Государственной Думой.Кроме того при выдвижении обвинения необходимо соблюсти ряд условий: оно должно быть подтверждено заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента России признаков преступления,а также заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.решение об отрешении Президента России от должности принимает верхняя палата парламента - Совет Федерации большинством не менее двух третей от общего числа членов этой палаты.При этом решение Совета Федерации должно быть принято не позднее чем в трех месячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента.Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято,то обвинение против Президента России считается отклоненным.
Конституция Российской Федерации (ст.92 п.3) устанавливает правила,что во всех случаях,когда Президент России не в состоянии выполнять свои обязанности,их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации.При этом он не обладает правом распускать Государственную Думу,назначать референдум,а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации.Выборы нового Президента России должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий главой государства.
Проблемные вопросы темы:
Государственно-правовой институт Президента России является новым в Российской Федерации,что обусловливает наличие актуальных проблем форм реализации полномочий главы государства.К их числу относятся: организационно-правовые способы гарантирования Президентом России осу-
ществления положений Конституции РФ,прав и свобод человека и гражданина,использование согласительных процедур для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации,а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации.Среди актуальных вопросов совершенствования деятельности Президента России в области организации обороны страны следует назвать проблему принятия главой Российского государства обоснованных решений по введению военного положения.
.