Форма государственного правления

С позиции положения главы государства (ввел Аристотель)
а) Монархии б) Республики
С позиции полноты власти монарха С позиции субъекта формирования и подотчетности правительства Особая форма
Абсолютные (неограни­ченные) Конституци­онные (ограничен­ные) Прези­дентские Парламент­ские Сме­шанные социа­листи­ческие
           

Монархия (от греч. monarchia - единовластие) означает полное или частичное сосредоточение власти в руках единоличного главы государства – короля, царя, шаха, императора и др. При этом власть передается по наследству и не зависит от волеизъявления народа.

В абсолютных монархиях отсутствуют представительные учреждения народа и единственным носителем суверенитета государства является монарх (Саудовская Аравия, Бруней).

В конституционных монархиях есть другие высшие государственные органы, ограничивающие власть монарха (например, парламент в Великобритании, в Японии, в Испании, в Швеции, в Норвегии и др.).

Сегодня монархия в специфической форме сохраняется почти в трети стран мира.

В республике (от лат. respublic – государственное, общественное дело) глава государства является выборным и сменяемым, а его власть – производной от избирательного или представительного органа.

В президентских республиках президент имеет верховную власть в организации государственной жизни в стране. Здесь в руках президента соединены полномочия главы государства и главы правительства.

Классической президентской республикой являются США. Конституцией США определен принцип разделения властей: законодательная власть принадлежит парламенту (Конгрессу США), исполнительная – президенту, судебная - Верховному суду. Президент США избирается населением страны путем косвенных выборов – через коллегию выборщиков. Число выборщиков должно соответствовать числу представителей каждого штата в Конгрессе США. Правительство формируется победившим на выборах президентом из числа лиц, принадлежащих его партии.

В России, как и во Франции, президент избирается всеобщим голосованием, как получивший абсолютное число голосов.

Президентские республики сегодня имеют также Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Индия, Сирия, Боливия и другие страны.

В парламентских республиках верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту. Именно парламент формирует правительство из депутатов партий, которые располагают большинством голосов в парламенте. Глава государства также избирается парламентом или парламентской коллегией. Эти выборы обеспечивают парламентский контроль над исполнительной властью.

Парламентские республики сегодня в Германии, Италии, Турции, Израиле и других государствах.

В смешанных республиках принципиальных различий между парламентской и президентской формами правления нет. Государственные полномочия совместно выполняются президентом и парламентом. Правительство имеет двойную ответственность: перед парламентом и президентом.

Социалистические республики – особая форма государственного правления, возникшая в ряде стран после революций. Это – Парижская Коммуна и Советская республика, народно – демократические республики, возникшие после 2-й мировой войны в Европе. Сегодня социалистическая форма правления сохранилась в Китайской народной республике, Вьетнаме, на Кубе. Ведущая роль в организации государственной жизни в стране принадлежит представительным органам. В СССР это был Верховный Совет СССР.

Форма государственного устройства определяется административно – территориальной организацией государственной власти, характером взаимоотношений между государством и его отдельными частями, между центральными и местными органами.


Классификация государств с позиции формы государственного устройства представлена на рис.3.

Рис. 3. Формы государственного устройства

 

Унитарное государство (от лат. unitas - единство) – простое единое государство. Его части - административно- территориальные единицы, не обладают государственным суверенитетом, т.е. не имеют собственного законодательства. В этих государствах существует единая система высших органов власти, на местах действуют государственные органы и должностные лица, подчиненные центральным органам власти (Польша, Венгрия, Болгария, Италия, Великобритания, Испания, Швеция, Египет, Греция, Норвегия и др. страны).

Унитарные государства бывают централизованные – Норвегия, Румыния, Швеция, Дания и децентрализованные – Испания, Франция, Великобритания и другие. В последних крупные регионы пользуются широкой автономией, самостоятельно решают переданные им в ведение центральными органами вопросы.

Федерация(от лат. fedus - союз) – союзное государство, представляющее собой союз ряда государств – членов федерации. В федерации существуют как федеральные высшие органы власти и управления, так и высшие органы власти и управления у каждого члена федерации. Распределение функций фиксируется в союзной конституции. Изменение границ субъектов Федерации невозможно без их согласия. Структура Федерации состоит из нескольких государств или государствоподобных образований, обладающих конституционно закрепленной политической самостоятельностью вне пределов и полномочий общего государства в целом.

Федерации строятся по территориальному признаку (США, Германия) или по национально – территориальному признаку (Россия).

Сегодня в мире насчитывается 26 федеративных государств в том числе:

а) в Европе (Австрия, Бельгия, Германия, Россия, Югославия (республики Сербия и Черногория), Швейцария, сербско-хорватско-мусульманская Босния, созданная в 1995 г.);

б) в Азии (Индия, Малайзия, Объединенные Арабские Эмираты, Пакистан);

в) Америке (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Канада, Мексика, США, Сент-Ките и Невис);

г) в Африке (Коморские острова, Нигерия, Танзания, Эфиопия);

д) в Океании (Папуа – Новая Гвинея, Соединенные штаты Микронезии);

ж) Австралия также является федерацией.

Конфедерация (от лат. confoederatio - сообщество) – союз государств, образуемых для достижения определенных целей: военных, политических, экономических и иных.

Швейцарская конфедерация образована из 23 кантонов и 3 полукантонов в 1815г., объединившихся в «вечный союз» для отпора иноземным захватчикам. Каждый кантон имеет свою конституцию, парламент и правительство. Однако права кантонов ограничены конституцией страны. Президент конфедерации избирается сроком на 1 год из числа министров – членов правительства.

Для решения общих вопросов отдельные государства могут формировать различные государственные союзы. Новой формой ассоциированного государственного объединения, появившейся после распада СССР, стало содружество государств.Это, прежде всего, СНГ- содружество независимых государств, которое, правда, оказалось застоявшейся системой.

Еще одной попыткой создать на постсоветском пространстве ассоциированное государственное объединение стало соглашениео формировании единого экономического пространства - ЕЭП. 23 февраля 2003г. президенты Российской Федерации, Украины, Белоруссии и Казахстана сделали заявление о начале работы по созданию новой модели экономического объединения – экономического союза со штаб – квартирой наднационального руководящего органа в Киеве. Наднациональный руководящий орган подчиняется только президентам четырех стран. Для начала создана единая комиссия по торговле и тарифам, не зависящая ни от одного правительства. Ее задача – унифицировать законодательство четырех стран и синхронизировать процесс их вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО).

Политический режим – третий элемент формы государства. Это система методов, способов и средств осуществления правящими кругами, то есть высшими должностными лицами политической власти. Часто его отождествляют с государственным режимом, а также со стилем государственного управления.

Политический режим складывается в результате взаимодействия и противоборства различных политических сил, которые формируют два диаметрально противоположных режима:

1) демократический;

2) антидемократический.

Понятие «демократия» означает «власть народа». Поэтому демократические режимы складываются в правовых государствах. Германия, Франция, Швеция, США, Швейцария, Великобритания - наиболее развитые демократические государства, на которые ориентируются многие другие государства.

Характерные признаки демократических режимов:

- свобода личности в сфере экономической деятельности;

- реальная гарантия личных прав и свобод гражданина;

- наличие эффективных механизмов прямого воздействия населения страны на характер государственной власти через избирательную систему;

- реальное разделение властей как в унитарных, так и федеративных государствах на законодательную, призванную формировать стратегию развития общества и принимать законы; исполнительную, призванную осуществлять принятые законы, претворять их в жизнь и проводить повседневную политику государства, и судебную, призванную выступать арбитром в случаях конфликтов и различного рода правонарушений;

- гласность;

- политический плюрализм, в том числе многопартийность и политическая оппозиция и другие признаки.

В антидемократических режимах государство в лице различных органов подавляет личность, ущемляет ее права и препятствует свободному развитию.

К антидемократическим режимам относят:

· тоталитарные и

· авторитарные режимы.

Термин «тоталитаризм» (от латинского totus – целый, полный) был введен в начале XX века идеологом итальянского фашизма Дж. Джентиле. С 1922 г. его активно использует лидер итальянского фашизма Б. Муссолини, провозгласивший идею возрождения великой Римской империи. В1933 г. фашизм утверждается в Германии, и его идеей стало господство арийской (немецкой) расы над другими.

Фашизм основывается на необходимости сильной, беспощадной власти, которая обеспечивается культом вождя авторитарной партии.

Поэтому тоталитарный режим характеризуется абсолютным контролем государства над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии.

Авторитарный режим – промежуточный между тоталитарным и демократическими. Характеризуется концентрацией власти в руках определенного класса, партии, элитной группы при минимальном участии народа. Отличается от тоталитарного тем, что в нем:

1) имеют место сферы социальной жизни, недоступные государственному контролю;

2) проводится тактика не всеобщего, а «выборочного террора» к противникам, направленного на предотвращение оппозиции.

Различают деспотический, тиранический, военный и иные виды авторитарного режима. Деспотический режим является проявлением неограниченной власти, основанной на самоуправстве. Тиранический режим характеризуется жесткими методами осуществления единоличной власти. Военный режим основан на власти военной элиты, когда армия реализует как внешние, так и внутренние функции государства.

Таким образом, форма государства может быть раскрыта только в единстве трех ее составляющих форм:

- государственного правления;

- государственного устройства;

- государственного режима.

Рассмотрим содержание этих составляющих в современном Российском государстве.