ЛУГАНСК. МАРИУПОЛЬ.

Тема: Группа крупных городов Украины

Лекция 3.

 

План лекции:

1. Луганск. Мариуполь.

2. Горловка. Николаев.

3. Основные группы крупных городов.

 

В группу крупных городов с населением до 500 тыс. чел. входит 6 горо­дов: Луганск (Ворошиловград), Мариуполь (Жданов), Горловка, Николаев, Херсон и Симферо­поль.

Луганск(Ворошиловград) — второй по значению областной центр Донбасса с населением 382 тыс. чел. (470 тыс. человек на расчетный период) — воз­ник во второй половине XIX в. как поселок при литейном заводе. Позже он слился с селом Каменный Брод и формировался в основном на правом берегу реки Лугани. Развитие Луганска как промышленного горо­да отразилось на его планировочной структуре и застройке. Город фор­мировался по принципу образования отдельных, преимущественно одно­этажных поселков при промышленных предприятиях, без должных сани­тарных разрывов и благоустройства. 2010г.- площадь286 кв.км, население – 469 368 чел.

В настоящее время Луганск представляет собой относительно единый массив. В городскую черту входят также удаленные на 15—18 км поселки Большая Вергунка, Тельман и Красный Яр. Территория города разделена реками Луганью и Ольховаткой, глубокими ярами и железнодорожными магистралями. Промышленные предприятия распо­ложены внутри города, по берегам рек и вдоль железнодорожных линий, густая сеть улиц образует небольшие кварталы. В последнее время в городе создаются крупные жилые массивы, организуемые по принципу микрорайонирования. Промышленные предприятия группируются в четы­рех промышленных районах: Центральном, Западном, Юго-Западном и Южном. Ряд мелких предприятий располагается преимущественно в се­литебной зоне города.

Застройка Луганска преимущественно малоэтажная — пример­но 70% жилого фонда составляет 1—3-зтажная застройка.

Новой планировочной структурой, предусмотренной в разработанном Гипроградом * в 1966 г. генеральном плане города Луганска, на­мечается значительное преобразование сложившейся застройки. Терри­тория города членится на планировочные районы. Один из основных ра­йонов— Центральный — представляет собой наиболее старую часть го­рода, застроенную малоэтажными домами. За годы советской власти район значительно преобразился: реконструирована сеть улиц, создан и завершается комплекс сооружений общегородского центра (построены здание обкома, облисполкома, Дом техники, театр, гостиница, фи­лармония, ряд административных и многоэтажных жилых домов). На­мечается дальнейшее развитие общегородского центра с созданием за пределами его основного ядра новых, композиционно связанных с ним архитектурных комплексов.

Планировочная структура Луганска строится с учетом разме­щенных в пригородной зоне городов-спутников — Станично-Луганское и Александровен, а также организации зеленого пояса вокруг города, который в значительной мере осуществлен в натуре.

В проекте принята ступенчатая система культурно-бытового обслужи­вания населения. Особенностью организации общественных центров яв­ляется совмещение функций центров планировочных и жилых районов, а также Общегородского центра —с центром планировочного и близле­жащего жилого районов.

Система культурно-бытового обслуживания включает также и приго­родную зону, в пределах которой размещается ряд учреждений общего­родского значения.

Предусматривается развитие или модернизация существующих пред­приятий промышленных районов, а также вынос некоторых вредных в са­нитарном отношении предприятий из селитебных зон. Новыми являются преимущественно предприятия легкой промышленности, сгруппирован­ные в отдельном районе восточной части города. Принятый в проекте принцип формирования промышленных предприятий будет способство­вать сдерживанию роста этого крупного города.

Большое значение придается совершенствованию системы транспорт­ных магистралей, обеспечивающей действенность новой планировочной структуры города. Намечается организация системы общегородских ма­гистралей, соединяющих пригородную зону с городом, а также общего­родской центр, промышленные и жилые районы между собой, не пере­секая территории жилых районов. Выделяются районные магистрали, обслуживающие жилые и промышленные районы, главные улицы города.

В проекте предусматривается единая система озеленения города и при­городной зоны: загородные леса и лесопарки объединяются в общую систему с городскими зелеными насаждениями общего пользования, ор­ганизованными в виде общегородского и районных парков, садов в жи­лых районах. Учитывая природно-климатические условия Луганска, большое внимание уделяется организации защитных зеленых зон, включая лесные массивы и ветрозащитные полосы пригородной зоны.

Мариуполь (Жданов) является крупным промышленным центром Украины, морским портом и здравницей Донбасса. Близость Донецкого каменно­угольного бассейна, удобные морские связи с Керченским железорудным месторождением, железнодорожная связь с Криворожским бассейном обусловили промышленное развитие города и прилегающих к нему райо­нов.

Мариуполь расположен на берегу Азовского моря, что оказывает влияние на функциональное зонирование города, ориентацию улиц, создание са­наторно-курортных зон и зон отдыха межселенного значения, организа­цию порта и др.

Основная промышленность города сосредоточена в северной и восточ­ной частях. Крупные селитебные массивы сформировались в трех зонах, разделенных промышленными территориями и поймой рек Кальмиус и Кальчик. Некоторые обособленные жилые районы расположены при про­мышленных предприятиях и железнодорожных станциях. Для Мариуполя характерно чересполосное размещение жилых массивов различной этаж­ности с преобладанием одноэтажной застройки (до 65°,о), образующей мелкие кварталы. Новая застройка осуществляется преимущественно в 5 этажей.

Город пересекает тупиковая железная дорога, а также автодороги со­юзного и республиканского значения. Сеть улиц как исторически сложив­шейся старой части города, так и новых селитебных районов образует прямоугольную систему планировки. Главными городскими магистраля­ми являются проспект Ленина и ул. Артема, где сосредоточены учрежде­ния общегородского значения.

В соответствии с проектом генерального плана Мариуполя, разработан­ного в 1964г., численность его населения на перспективу увеличится с 417 до 460 тыс. человек. Проектом предусмотрено членение территории на крупные планировочные районы: Центральный, Западный, Северный и Восточный. 2010г. Площ.-244 кв.км., население -488 939 чел. Намечается значительное преобразование структуры Центрального района за счет реконструкции сложившейся малоценной застройки и дальнейшего развития общегородского центра в комплексе с парком культуры и отдыха.

Значительная часть Западного района отводится для нового морского порта и санаторно-курортной зоны, а вдоль береговой линии моря — зо­ны массового отдыха и пляжей — дальнейшее развитие получает жилая застройка. Восточный район, застройка которого ведется с 1930 г., с нача­ла строительства завода Азовсталь, дальше будет развиваться в восточ­ном направлении. Здесь также в прибрежной полосе формируется зона отдыха. Предусматривается дальнейшее совершенствование планировки и застройки Северного района.

Композиционной осью города и Центрального планировочного района остается главная городская магистраль — проспект Ленина, которая вхо­дит в структуру развивающегося общегородского центра. Создается сеть общественно-торговых центров в планировочных и жилых районах.

Для упорядочения транспортного движения в городе намечен вынос грузового движения за пределы селитебных территорий с организацией дорог в балках и поймах рек Кальчик и Кальмиус. Строительство новых крупных промпредприятий, в целях сдерживания роста города, не наме­чается. Предусматривается вынос из жилых зон мелких промышленных предприятий и концентрация их в одном узле Восточного района.

Главными задачами совершенствования сложившейся планировочной структуры Мариуполя, решаемыми в проекте, являются:

o благоустройство прибрежных территорий у моря и пойм Кальмиуса и Кальчика с максимальным их озеленением и создание единой системы зеленых насаждений города с целью улучшения санитарно-гигиеническо­го состояния жилых и промышленных зон;

o объединение мелких кварталов жилой застройки, организация новых жилых районов, упорядочение уличной сети с разграничением магистральных и жилых улиц, с обязательной развязкой пересечения город­ских магистралей с железнодорожными линиями в разных уровнях;

o развитие общегородского центра в сторону моря и Западного планиро­вочного района, где будет сосредоточено основное новое жилищное строи­тельство, а также формирование общественных центров планировочных и жилых районов; дальнейшее развитие зон массового отдыха межселенного значения.