КРИВОЙ РОГ. ЛЬВОВ

Крупнейший промышленный центр Украины— Кривой Рог, в XVII в. был одним из форпостных пунктов оборонительного пояса, ог­раждающего южные районы России от турецко-татарских набегов. В дальнейшем Кривой Рог развивался преимущественно как сельскохо­зяйственный центр, а в конце XIX в., в связи с промышленным освоени­ем Криворожского железорудного бассейна, характер его развития рез­ко изменился.

Город расположен в степной зоне Украины, в юго-западной части Дне­пропетровской области. Территория Кривого Рога расчленена долинами рек Ингулец и Саксагань, многочисленными балкам;: и оврагами.

Кривой Рог входит в состав городской агломерации, являясь его ос­новным центром. Характерными особен­ностями города, формиру­ющегося на основе 37 от­дельных поселков, явля­ется групповое расселение и ярко выраженная рас­средоточенная планиро­вочная структура. Сели­тебные территории вытя­нуты с юга на север более чем на 60 км и представ­ляют собой отдельные жи­лые образования, разде­ленные зонами горных выработок, линиями же­лезной дороги, зонами обрушений, сельскохозяйственными землями.

Кривой Рог состоит из пяти административных городских районов: Ингулецкий, Центрально-го­родской, Дзержинский, Октябрьский и Терновский; его население со­ставляет 641,7 тыс. чело­век. Наиболее старым яв­ляется Центрально-город­ской район, основная часть его расположена у слияния рек Ингульца и Саксагани и представля­ет собой относительно компактный массив. В этот городской район вхо­дит также расположенныи за пределами рудоносной полосы - жилой массив им. Кирова.

В Центрально-городском районе преобладает малоэтажная застрой­ка (1—3 этажа), вдоль главных улиц — Карла Маркса, Ленина и Лер­монтова есть также и 4—5-этажные дома. Массив им. Кирова застраи­вается многоэтажными домами. В наиболее крупном Дзержинском ра­йоне сосредоточена значительная часть всего объема жилищно-граж-данского и промышленного строительства, осуществленного в городе. Здесь располагается самый большой комплекс промышленных пред­приятий. Основным, интенсивно развивающимся районом является Соцгород. Застройка его центральной и северной частей осуществляется многоэтажными домами, планировка характеризуется четкой системой широких улиц, крупных кварталов и микрорайонов, значительными массивами зеленых насаждений и другими элементами, отвечающими современным градостроительным требованиям. Октябрьский район тя­нется на расстояние более 15 и и включает северную часть города, в его состав входят Октябрьская и Красногвардейская группы рудников с возникшими при них поселками и развивающийся новый Коломойцев-ский промышленный узел.

Размещение культурно-бытовых учреждений в районах еще не имеет достаточно четкой системы. Общегородской центр формируется в Соцгороде по ул. XXII партсъезда и на замыкающих ее площадях.

Основная магистраль города проходит вдоль полосы залегания руд и связывает центральный район с северными жилыми массивами. Транс­портные связи с основными промышленными площадками обеспечива­ются сетью железных и автомобильных дорог. Вдоль коммуникационного коридора строится новая меридиональная скоростная автомагистраль, соединяющая все районы города.

По проекту генерального плана города, разработанному Гипроградом, численность населения увеличивается почти в 2 раза и составит на про­ектный период 800 тыс. человек (с резервом в расчете на расселение 1 млн. человек). Планировочная структура города остается расчлененной на отдельные градостроительные образования в виде промышленных и селитебных районов, связанных сетью транспортных магистралей. На перспективу намечено формирование трех крупных планировочных райо­нов с большими озелененными разрывами между ними. Город сохранит вытянутую форму, что в значительной мере объясняется залеганием рудо­носной полосы, протянувшейся с севера на юг, и условиями сложившейся застройки. Селитебная территория членится на жилые районы и терри­ториально расширяется преимущественно в восточном направлении за счет сельскохозяйственных земель совхозов. В проекте намечается рез­кое повышение этажности застройки.

Культурно-бытовое обслуживание решается по ступенчатой сис­теме. Предусматривается развитие сложившегося и организация нового общегородского центра.

Формирование промышленных территорий намечается крупными ком­пактными узлами с учетом объединения промышленных предприятий по отраслям и максимально возможного приближения к ним селитьбы.

Структура магистральной улично-дорожной сети основана на системе скоростных магистралей, дополненных городскими магистралями и доро­гами, связывающими жилые районы между собой и с промышленными зонами. Система основных магистралей четко разделена на грузовые и пассажирские. Создается городская магистраль скоростного пассажир­ского движения, обеспечивающая связь между основными жилыми мас­сивами и наиболее крупными промышленными предприятиями. Преду­сматривается строительство загородной обводной магистрали, объединя­ющей выезды на важнейшие направления — Днепропетровск, Кирово­град, Николаев, Одессу и другие. Намечено создание 40-километровой линии скоростного трамвая, линий скоростного автобуса, скоростных до­рог, связанных с системой троллейбусных подводящих линий.

Проектная система зеленых насаждений предполагает организацию крупных межрайонных парков и лесопарков, вливающихся в селитебную зону. В каждом районе организуется своя зона отдыха.

Таким образом, важной задачей планировочного преобразования Кривого Рога является формирование общегородского центра, комплекс­ных планировочных районов, развитие скоростных транспортных связей, озеленение и благоустройство межрайонных территорий.

Крупнейший из городов западных областей Украины, Львоввозник как центр торговли и ремесла в 1256 г. Долгое время он являлся торгово-чиновничьим центром. После воссоединения западных областей Украины с восточными (1939 г.) и особенно после освобождения от не­мецко-фашистских захватчиков начинается восстановление города и бы­стрый рост промышленного и культурного строительства. На 15/1 1970 г. население города составляло уже 553 тыс. человек.

В настоящее время Львов — областной, крупный промышленный и культурный центр Украины, значительный узел железных и шос­сейных дорг. Он расположен на западе республики, среди живописной холмистой местности, на водоразделе рек Западный Буг и Днестр. Цент­ральная часть города характеризуется большой плотностью застройки, узкими улицами. В городе много выдающихся архитектурных сооруже­ний и ансамблей, созданы замечательные парки, являющиеся культурным наследием прошлого.

Во Львове сформировались три промышленных района: северный, юго-восточный и западный, но большое количество предприятий размещается еще вблизи жилой застройки. Сложившаяся планировочная структура отличается компактностью, имеет радиальную систему городских маги­стралей и состоит из трех крупных административных районов, жилые территории делятся на мелкие кварталы. Районы, прилегающие к центральной старой ч;.сти города, имеют 3—4-этажпую застройку с высокой плотностью заселения. В послевоенный период возникли новые жилые массивы в периферийной части города. Одноэтажный жилой фонд во Львове занимает самый низкий процент в сравнении с другими крупными городами Украины. В целом по городу преобладает капитальная застройка с высоким уровнем благоустройства. Жилые и промышленные территории связаны транспортной сетью (трамвай, троллейбус, автобус). Во Львове много зеленых насаждений, он окружен шестью лесопар­ками.

Проектом генерального плана, разработанного Гипроградом в 1965 г., в городе предусматривается расселение на перспективу (1980 г.) 385 тыс. человек. Важной задачей является реконструкция центральной части, ор­ганизация сети транспортных магистралей и выход на новые свободные территории в периферийных районах.

В общей планировочной структуре Львов рассматривается как центр городской агломерации, в состав которой входят такие города-спутники, как Винники, Городок, Нестеров, формирующиеся на базе выносимой из Львова промышленности.

В основу планировочного решения положено деление территории на планировочные районы, селитебная территория которых членится на жи­лые районы. Предусматривается организация промышленных районов, вынос ряда промышленных предприятий за пределы города, в пригород­ную зону, а также вынос жилья из северного промышленного района.

В проекте предлагается система радиально-кольцевых и секущих ма­гистралей, обеспечивающая хорошую связь отдельных районов города с центром и между собой, а- также обход транспортными магистралями общегородского центра, исключающий транзитное движение через центр. Вся магистральная сеть города четко дифференцирована по видам и ско­ростям движения: выделены городские магистрали скоростного движе­ния, городские автомобильные дороги, магистрали городского и районно­го значения, жилые улицы.

Культурно-бытовое обслуживание в генеральном плане решено ступенчатым. Предусматривается развитие сложившегося общегородско­го центра, в котором концентрируются все основные зрелищные, торговые и другие учреждения культурно-бытового обслуживания общегородского значения, центров планировочных и жилых районов, а также микрорайо­нов.

Зеленые насаждения в перспективе получат дальнейшее развитие. Крупные сады, парки и лесопарки создаются в районах нового жилого строительства. Зеленые насаждения органически входят во все структур­ные элементы города.

Большие задачи при дальнейшей реконструкции и развитии планиро­вочной структуры Города ставятся в области архитектурно-художествен­ного формирования новой застройки с учетом ее композиционной взаимо­связи с историко-архитектурными памятниками. В общем архитектурно-пространственном решении должны быть использованы особенности хол­мистого рельефа Львова, что в значительной мере повлияет на силуэт застройки города.

 

Схема архитектурно-планировочной структуры Донецка и Макеевки.

 

 

Схема архитектурно-планировочной струк­туры Одессы.

 

 

Схема архитектурно-планировочной структуры Запорожья.

Схема архитектурно-планировочной струк­туры Кривого Рога.

 

Схема архитектурно-планировочной структуры Львова