КРИВОЙ РОГ. ЛЬВОВ
Крупнейший промышленный центр Украины— Кривой Рог, в XVII в. был одним из форпостных пунктов оборонительного пояса, ограждающего южные районы России от турецко-татарских набегов. В дальнейшем Кривой Рог развивался преимущественно как сельскохозяйственный центр, а в конце XIX в., в связи с промышленным освоением Криворожского железорудного бассейна, характер его развития резко изменился.
Город расположен в степной зоне Украины, в юго-западной части Днепропетровской области. Территория Кривого Рога расчленена долинами рек Ингулец и Саксагань, многочисленными балкам;: и оврагами.
Кривой Рог входит в состав городской агломерации, являясь его основным центром. Характерными особенностями города, формирующегося на основе 37 отдельных поселков, является групповое расселение и ярко выраженная рассредоточенная планировочная структура. Селитебные территории вытянуты с юга на север более чем на 60 км и представляют собой отдельные жилые образования, разделенные зонами горных выработок, линиями железной дороги, зонами обрушений, сельскохозяйственными землями.
Кривой Рог состоит из пяти административных городских районов: Ингулецкий, Центрально-городской, Дзержинский, Октябрьский и Терновский; его население составляет 641,7 тыс. человек. Наиболее старым является Центрально-городской район, основная часть его расположена у слияния рек Ингульца и Саксагани и представляет собой относительно компактный массив. В этот городской район входит также расположенныи за пределами рудоносной полосы - жилой массив им. Кирова.
В Центрально-городском районе преобладает малоэтажная застройка (1—3 этажа), вдоль главных улиц — Карла Маркса, Ленина и Лермонтова есть также и 4—5-этажные дома. Массив им. Кирова застраивается многоэтажными домами. В наиболее крупном Дзержинском районе сосредоточена значительная часть всего объема жилищно-граж-данского и промышленного строительства, осуществленного в городе. Здесь располагается самый большой комплекс промышленных предприятий. Основным, интенсивно развивающимся районом является Соцгород. Застройка его центральной и северной частей осуществляется многоэтажными домами, планировка характеризуется четкой системой широких улиц, крупных кварталов и микрорайонов, значительными массивами зеленых насаждений и другими элементами, отвечающими современным градостроительным требованиям. Октябрьский район тянется на расстояние более 15 и и включает северную часть города, в его состав входят Октябрьская и Красногвардейская группы рудников с возникшими при них поселками и развивающийся новый Коломойцев-ский промышленный узел.
Размещение культурно-бытовых учреждений в районах еще не имеет достаточно четкой системы. Общегородской центр формируется в Соцгороде по ул. XXII партсъезда и на замыкающих ее площадях.
Основная магистраль города проходит вдоль полосы залегания руд и связывает центральный район с северными жилыми массивами. Транспортные связи с основными промышленными площадками обеспечиваются сетью железных и автомобильных дорог. Вдоль коммуникационного коридора строится новая меридиональная скоростная автомагистраль, соединяющая все районы города.
По проекту генерального плана города, разработанному Гипроградом, численность населения увеличивается почти в 2 раза и составит на проектный период 800 тыс. человек (с резервом в расчете на расселение 1 млн. человек). Планировочная структура города остается расчлененной на отдельные градостроительные образования в виде промышленных и селитебных районов, связанных сетью транспортных магистралей. На перспективу намечено формирование трех крупных планировочных районов с большими озелененными разрывами между ними. Город сохранит вытянутую форму, что в значительной мере объясняется залеганием рудоносной полосы, протянувшейся с севера на юг, и условиями сложившейся застройки. Селитебная территория членится на жилые районы и территориально расширяется преимущественно в восточном направлении за счет сельскохозяйственных земель совхозов. В проекте намечается резкое повышение этажности застройки.
Культурно-бытовое обслуживание решается по ступенчатой системе. Предусматривается развитие сложившегося и организация нового общегородского центра.
Формирование промышленных территорий намечается крупными компактными узлами с учетом объединения промышленных предприятий по отраслям и максимально возможного приближения к ним селитьбы.
Структура магистральной улично-дорожной сети основана на системе скоростных магистралей, дополненных городскими магистралями и дорогами, связывающими жилые районы между собой и с промышленными зонами. Система основных магистралей четко разделена на грузовые и пассажирские. Создается городская магистраль скоростного пассажирского движения, обеспечивающая связь между основными жилыми массивами и наиболее крупными промышленными предприятиями. Предусматривается строительство загородной обводной магистрали, объединяющей выезды на важнейшие направления — Днепропетровск, Кировоград, Николаев, Одессу и другие. Намечено создание 40-километровой линии скоростного трамвая, линий скоростного автобуса, скоростных дорог, связанных с системой троллейбусных подводящих линий.
Проектная система зеленых насаждений предполагает организацию крупных межрайонных парков и лесопарков, вливающихся в селитебную зону. В каждом районе организуется своя зона отдыха.
Таким образом, важной задачей планировочного преобразования Кривого Рога является формирование общегородского центра, комплексных планировочных районов, развитие скоростных транспортных связей, озеленение и благоустройство межрайонных территорий.
Крупнейший из городов западных областей Украины, Львоввозник как центр торговли и ремесла в 1256 г. Долгое время он являлся торгово-чиновничьим центром. После воссоединения западных областей Украины с восточными (1939 г.) и особенно после освобождения от немецко-фашистских захватчиков начинается восстановление города и быстрый рост промышленного и культурного строительства. На 15/1 1970 г. население города составляло уже 553 тыс. человек.
В настоящее время Львов — областной, крупный промышленный и культурный центр Украины, значительный узел железных и шоссейных дорг. Он расположен на западе республики, среди живописной холмистой местности, на водоразделе рек Западный Буг и Днестр. Центральная часть города характеризуется большой плотностью застройки, узкими улицами. В городе много выдающихся архитектурных сооружений и ансамблей, созданы замечательные парки, являющиеся культурным наследием прошлого.
Во Львове сформировались три промышленных района: северный, юго-восточный и западный, но большое количество предприятий размещается еще вблизи жилой застройки. Сложившаяся планировочная структура отличается компактностью, имеет радиальную систему городских магистралей и состоит из трех крупных административных районов, жилые территории делятся на мелкие кварталы. Районы, прилегающие к центральной старой ч;.сти города, имеют 3—4-этажпую застройку с высокой плотностью заселения. В послевоенный период возникли новые жилые массивы в периферийной части города. Одноэтажный жилой фонд во Львове занимает самый низкий процент в сравнении с другими крупными городами Украины. В целом по городу преобладает капитальная застройка с высоким уровнем благоустройства. Жилые и промышленные территории связаны транспортной сетью (трамвай, троллейбус, автобус). Во Львове много зеленых насаждений, он окружен шестью лесопарками.
Проектом генерального плана, разработанного Гипроградом в 1965 г., в городе предусматривается расселение на перспективу (1980 г.) 385 тыс. человек. Важной задачей является реконструкция центральной части, организация сети транспортных магистралей и выход на новые свободные территории в периферийных районах.
В общей планировочной структуре Львов рассматривается как центр городской агломерации, в состав которой входят такие города-спутники, как Винники, Городок, Нестеров, формирующиеся на базе выносимой из Львова промышленности.
В основу планировочного решения положено деление территории на планировочные районы, селитебная территория которых членится на жилые районы. Предусматривается организация промышленных районов, вынос ряда промышленных предприятий за пределы города, в пригородную зону, а также вынос жилья из северного промышленного района.
В проекте предлагается система радиально-кольцевых и секущих магистралей, обеспечивающая хорошую связь отдельных районов города с центром и между собой, а- также обход транспортными магистралями общегородского центра, исключающий транзитное движение через центр. Вся магистральная сеть города четко дифференцирована по видам и скоростям движения: выделены городские магистрали скоростного движения, городские автомобильные дороги, магистрали городского и районного значения, жилые улицы.
Культурно-бытовое обслуживание в генеральном плане решено ступенчатым. Предусматривается развитие сложившегося общегородского центра, в котором концентрируются все основные зрелищные, торговые и другие учреждения культурно-бытового обслуживания общегородского значения, центров планировочных и жилых районов, а также микрорайонов.
Зеленые насаждения в перспективе получат дальнейшее развитие. Крупные сады, парки и лесопарки создаются в районах нового жилого строительства. Зеленые насаждения органически входят во все структурные элементы города.
Большие задачи при дальнейшей реконструкции и развитии планировочной структуры Города ставятся в области архитектурно-художественного формирования новой застройки с учетом ее композиционной взаимосвязи с историко-архитектурными памятниками. В общем архитектурно-пространственном решении должны быть использованы особенности холмистого рельефа Львова, что в значительной мере повлияет на силуэт застройки города.
Схема архитектурно-планировочной структуры Донецка и Макеевки.
Схема архитектурно-планировочной структуры Одессы.
Схема архитектурно-планировочной структуры Запорожья.
Схема архитектурно-планировочной структуры Кривого Рога.
Схема архитектурно-планировочной структуры Львова