Государственное отношение к Церкви в первые годы Великой Отечественной войны 1941-1942 гг.

С самого начала Великой Отечественной войны Русская Православная Церковь заняла патриотическую позицию. Патриарший Местоблюститель митрополит Сергий (Старгородский), узнав о начале войны, сразу напечатал «Послание пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви» и выступил с этим посланием в Елоховском кафедральном Соборе: «Фашиствующие разбойники, - писал митрополит Сергий, - напали на нашу Родину…Повторяются времена Батыя, немецких рыцарей, Карла Шведского, Наполеона… Но не первый раз приходится русскому народу выдерживать такие испытания. Наши предки не падали духом и при худшем положении, потому что помнили о священном своем долге перед Родиной и верой, и выходили победителями. Не посрамим же их славного имени и мы – православные, родные им по плоти и вере… Православная наша Церковь всегда разделяла судьбу народа. Не оставит она народа своего и теперь. Церковь Христова благословляет всех православных на защиту священных границ нашей Родины. Господь нам дарует победу». То был однозначный призыв главы Церкви к своей многомиллионной пастве проявить чувства патриотизма и в словах, и в делах. Воззвание рассылалось по епархиям и приходам, вызывая ответные патриотические чувства у миллионов верующих. В условиях военного времени отныне, практически за каждым богослужением, митрополит Сергий обращается к теме народной войны.

С первого дня войны во всех уцелевших и вновь возрождающихся храмах служились молебны о даровании победы русскому воинству. Прихожане молились о здравии своих близких, воюющих на фронте. Страшная война уносила миллионы жизней, и во всех церквах России отпевали «заочно» погибших, умерших от ран и болезней. Среди молитвенников Земли Русской были и особенно прославившиеся, такие, как иеросхимонах Серафим Вырицкий (Василий Николаевич Муравьев) (1866-1949 гг.), родившийся в с. Вахромеево. В десятилетнем возрасте он прибыл в Санкт-Петербург, где начал работать, чтобы прокормить семью. С ранних лет жило в отроке стремление к монашеской жизни, но от старца Алесандро-Невской лавры получает пророческое благословение: до поры оставаться в миру. В 1892 году Василий Николаевич открыл собственное дело и всего за несколько лет вышел в число крупнейших мехоторговцев Петербурга. В.Н. Муравьев оказывал помощь ряду храмов, обителей и богаделен, самоотверженно служил неимущим и страждущим. При напряженных земных трудах он проводил жизнь истинного молитвенника. 29 октября 1917 г. Василий был пострижен в иноки Александро-Невской лавры. В конце 1926 г. он принял великую схиму с именем Серафим и был избран братией духовником Лавры. Под его пастырское окормление собралось великое множество духовных чад-мирян, иноков, священников и архиереев Русской Православной Церкви, среди которых были: епископ Шлиссельбургский Григорий (Лебедев), митрополит Ленинградский Серафим (Чичагов), епископ Петергофский Николай (Ярушевич), архиепископ Хутынский Алексий (Симанский). В начале 1930 года он согласно рекомендации врачей, переехал в поселок Вырица неподалеку от Петербурга. Здесь, на одре тяжелой болезни, в течение почти 20 лет он нес подвиг старческого окормления, принимая в отдельные дни по нескольку сотен посетителей. Чекисты неоднократно приходили арестовывать старца, но так и не смогли этого сделать. Он исцелял больных предсказывал и пророчествовал, а также высшие благодатные дарования — молитвенные созерцания, духовное утешение и любовь к людям характеризовали этого старца. С началом Великой Отечественной старец принял на себя великий подвиг - многодневной молитвы на камне в подражание преподобному Серафиму Саровскому. Пред образом Саровского чудотворца он просил Господа простить грехи людские и избавить Россию от супостатов. В 1941 г. ему шел уже 76-й год. К месту моления его вели под руки, а иногда просто несли. Молился отец Серафим столько, насколько хватало сил, порою и несколько часов кряду. Отдавал себя всецело, без остатка невзирая ни на что - это был воистину вопль к Богу! С первых дней войны отец Серафим открыто говорил о предстоящей победе русского оружия. Война поломала несметное количество судеб, и многие спешили в Вырицу со всех концов России в надежде узнать о судьбе своих ближних. Отец Серафим умел давать радость, отчего все, даже самые тяжелые скорби, уходили на второй план. Старец отошел к Богу 3 апреля 1949 г.

Государство в течение первых двух военных лет фактически заняло позицию невмешательства в церковную жизнь страны. В результате разрешались общецерковные сборы средств и внекультовая деятельность; не чинились препятствия массовым богослужениям и церемониям; расширялась издательская деятельность церквей; признавались де-факто религиозные центры, и им разрешалось устанавливать связи с зарубежными религиозными организациями. Гонения на Церковь с началом войны в целом прекратились. Впервые после двадцатилетнего перерыва в различных районах Советского Союза, хотя и без юридического оформления, но начали открываться церкви и молитвенные здания. Свернута была всякая публичная антирелигиозная пропаганда и прекращена деятельность Союза воинствующих безбожников.

Церковь, занявшая патриотическую позицию с начала боевых действий, оказалась в поле зрения советского правительства. На страницах официальной прессы появились публикации о патриотической деятельности Православной Церкви. В кинохронику, показываемую на фронте и в тылу, включались кадры церковных служб, обращения к бойцам Красной Армии духовенства, встречи верующих и духовенства с иконами солдат-освободителей, крестные ходы. Абсолютное большинство религиозных организаций в Советском Союзе заняли позицию осуждения в отношении тех служителей культа, которые осознанно перешли на сторону врага, добровольно стали орудием идеологической пропаганды, помогая насаждать «новый порядок» на оккупированной советской территории.