Расцвет старчества в XIX в. Святой преподобный Серафим Саровский, Оптинские старцы, Святители Игнатий Брянчанинов и Феофан Затворник, Иоанн Кронштадский.

После упадка благочестия, в XIX в. происходит подъем религиозности, ярким показателем чего стало увеличение числа монастырей и численности монашествующих, особенно среди женщин. В истории духовного окормления русских женщин особое место принадлежит старцам — преподобному Серафиму Саровскому, преподобному Амвросию Оптинскому и преподобному Варнаве Гефсиманскому. Все трое стали основателями и духовными наставниками женских обителей — Серафимо-Дивеевского монастыря, Шамординского монастыря и Иверско-Выксунского монастыря. Этих старцев знала вся Россия.

Преподобный Серафим (Прохор Мошнин, 1759-1833 гг.) родился в Курске в семье купца. С детских лет он искал одиночества, усердно читал Священное Писание и Жития святых, очень любил богослужение. В 18 лет он совершил паломничество в Киев и у старца Досифея испросил благословение на пострижение в монашество. Прозорливый старец сразу направил его в Саровскую обитель. После восьми лет послушания, в 1786 году Прохор был пострижен с именем Серафим. Во время тяжелой болезни он отказался от помощи врача, но получил помощь от чудесного явления Божией Матери. В 1793 году его рукополагают в иеромонаха, но преподобный стремился к более строгому аскетизму. На следующий год он оставляет монастырь и начинает посреди густого леса свое отшельническое служение в маленькой хижине. Зимой, после сильных снегопадов сообщение с монастырем вовсе прекращалось. Летом выращивал овощи на огороде, которыми и питался. На первой неделе Великого поста старец не вкушал никакой пищи. Подобно Симеону Столпнику, три года он провел в коленопреклоненной молитве на камне. В своем уединении он не общался с посторонними лицами.

Осенью 1801 года на него напали трое крестьян с требованием денег. Не найдя ничего, разбойники жестоко избили старца, причем он не сопротивлялся. Придя в монастырь, он отказался от помощи врача и чудесным образом поправился, но после этого остался навсегда «согбенным». Пойманных разбойников он простил. В 1806 году преподобный Серафим избирает подвиг молчания (и отклоняет избрание его игуменом обители). Три года он прожил в совершенном молчании. В 1810 году старец возвращается в монастырь и начинает новый подвиг — затворничество, продолжавшееся пятнадцать с половиной лет. Годами он жил в нетопленной келье, спал сидя на полене или в сделанном им самим гробу. Дни напролет старец молился и читал вслух Евангелие, Послания и Деяния апостольские. По воскресеньям и праздникам он причащался Святых Даров. Он не принимал никого, даже приехавшего архиерея.

В ноябре 1825 года Серафим открывает дверь своей кельи внешнему миру. Начинается его старчество. Всех посетителей преподобный принимал с равной любовью и вниманием. Часто после беседы старец возлагал епитрахиль на голову исповедовавшегося, произносил разрешительную молитву и помазывал его от всегда горящей лампады, а на прощание целовал со словами: «Христос воскресе, радость моя!»

Толпы посетителей ожидали батюшку Серафима каждый день и ходили за ним постоянно. Дар прозорливости у старца поражал людей, он также имел дар исцеления. Особенную известность получило чудесное исцеление помещика Михаила Мантурова, от которого отказались врачи. По молитвам преподобного Мантуров смог встать на ноги и ходить. В сентябре 1831 года в Саровскую пустынь привезли больного помещика Николая Мотовилова, он три года не мог ходить, врачи от него также отказались. «А веруете ли, что Господь Иисус Христос мгновенно и одним словом может исцелить вас?» - спросил старец Мотовилова. «Верую всей душой и сердцем!» - ответил помещик. «А если веруете, то вы здоровы уже!» - заключил Серафим. И преподобный Серафим сам приподнял Мотовилова и поставил на ноги. Позднее Мотовилов не раз навещал преподобного Серафима. Впоследствии поучения старца Серафима Н.А. Мотовилов записал в книгу. Преподобный Серафим еще при жизни почитался святым. Он был канонизирован семьдесят лет спустя после кончины, в 1903 году при императоре Николае II, который фактически настоял на канонизации святого Серафима.

Во второй половине XIX в. большую известность имела Козельская Оптина пустынь, именно в ней традиции старчества получили наиболее полное развитие. Пустынь (т. е. монашеская обитель) существовала с середины XVII в., в 1821 году при ней был создан скит во имя Усекновения главы святого Иоанна Предтечи. Первым известным Оптинским старцем стал иеромонахЛеонид, в схиме — Лев (Наголкин) (1769-1841 гг.).

Среди учеников старца Леонида более известным стал Игнатий (Брянчанинов), в последствии святитель и духовный писатель.

Святитель Игнатий (Дмитрий Александрович Брянчанинов, 1807-1867 гг.) родился в родовитой дворянской семье, с детства мечтал о монастырской келье. По воле отца он поступил в Военно-инженерное училище, где его блестящие способности оценил великий князь Николай Павлович, ставший покровителем талантливого юнкера. В 1827 году Дмитрий был произведен в офицеры, но тяжело заболел и тут же подал в отставку. Несколько лет он странствовал по монашеским обителям. Наставником его стал старец Леонид (Наголкин). В 1831 году он был пострижен в монашество с именем Игнатий (вопреки воле родителей), а вскоре сделан настоятелем небольшой Пельмешской обители в глубине вологодских лесов. Николай I повелел возвести 26-летнего монаха в сан архимандрита и назначил его настоятелем Свято-Троицкой Сергиевой пустыни в 19 верстах от Петербурга. За четверть века, проведенную в этой обители, святитель Игнатий возродил в ней подлинно монашескую жизнь, а сам стал признанным духовным писателем и богословом. В 1857 году он был хиротонисан во епископа и назначен на Ставропольскую (Кавказскую) кафедру, но в 1861 году по болезни ушел на покой и провел последние годы жизни в Николо-Бабаевском монастыре в Костромской епархии. Самые значительные сочинения святителя Игнатия — «Аскетические опыты», «Аскетическая проповедь», собрание правил и норм монашеской жизни и многочисленные письма к верующим, просившим его советов.

Если продолжить о старцах Оптиной пустыни, то нужно упомянуть о втором ее старце, иеросхимонахеМакарии (Иванове, 1788- 1860 гг.), который стал преемником старца Леонида. Именно Макарий заложил традицию письменных ответов старцев на вопросы верующих (оставил пять томов своих писем) и развернул издательскую деятельность для возвращения в обиход верующих трудов Отцов Церкви.

Из сонма Оптинских старцев выделим еще и преподобного Амвросия (Александра Михайловича Гренкова, 1812-1891 гг.). Он родился в семье пономаря в Тамбовской губернии, в детстве был бойким, смышленым и веселым мальчиком. Окончив с отличием семинарию, он стал служить учителем в духовном училище. Как-то тяжело заболел, надежды на выздоровление почти не было, и он дал обет в случае выздоровления пойти в монастырь, но, по словам самого старца, еще четыре года не решался сразу покончить с миром. Летом 1839 года по дороге в Троице-Сергиеву лавру Александр Гренков заехал к старцу Илариону в Троеруково. И подвижник сказал Гренкову: «Иди в Оптину, ты там нужен». Пометавшись несколько дней, молодой учитель тайно бежал от всех в Оптину. В 1842 году Александр Гренков был пострижен в монашество с именем Амвросия, в 1845 году был рукоположен в иеромонаха. Несколько лет он был келейником старца Макария (Иванова), стал его учеником и приемником в старчестве. После тяжелой болезни в 1846 году Амвросий был признан инвалидом и выведен за штат, занимался подготовкой к изданию святоотеческих книг и писанием ответов от старца к духовным чадам. После кончины старца Макария для него был построен домик, «хибарка», в которой он принимал посетителей с утра и до глубокого вечера. Он неизменно был скромен и благодушен, и в его речах посетители обнаруживали изумительно богатый опыт, знание жизни и людей. Старец всегда разом схватывал сущность дела, непостижимо мудро разъясняя его и давая ответ. В продолжение беседы преподобный вмещал в свое сердце всего человека с его внутренним и внешним миром. Для него не существовало тайн: он видел все. Незнакомый человек мог прийти к нему и молчать, а он знал его жизнь, обстоятельства и зачем пришел. А между тем, старец был очень тяжко болен, после 1868 года уже не мог ходить в церковь и причащался в келье; он мог, есть только протертую пищу и в количестве, какого хватало трехлетнему ребенку. Необъяснимо здравым смыслом, как в таком состоянии он мог принимать каждый день толпы людей, монахов (приходивших на исповедание помыслов) и отвечать на десятки писем (ответы под его диктовку писали келейники). К нему шли крестьяне, купцы, аристократы, интеллигенты. В 1878 году побеседовать со старцем приехали Ф.М. Достоевский и В.С. Соловьев. Четыре раза к нему приезжал Л.Н. Толстой. Писатель и философ К.Н. Леонтьев, выйдя в отставку, поселился в Оптиной пустыни, где прожил 15 лет, пользуясь наставлениями от старца Амвросия. По молитвам преподобного Амвросия частыми были исцеления. Исцелялись и в безнадежных с медицинской точки зрения случаях. В его житиях приводят много случаев чудотворения. Свою кончину старец Амвросий предвидел. В 1988 году преподобный Амвросий Оптинский был причислен к лику святых.

Старцем и духовным писателем из Южной части России был Феофан Затворник.

Святитель Феофан (Георгий Васильевич Говоров, 1845-1894 гг.), родился в семье священника Орловской губернии. От родителей он унаследовал светлый и глубокий ум, нежное сердце, кротость, скромность и впечатлительность. Он шел путем своих предков, закончил семинарию и Киевскую духовную академию, но влияние Киево-Печерского монашества привело его к избранию пути не священника, а инока. Сильное влияние на молодого Георгия Говорова оказал там строгий аскет старец Парфений. В феврале 1841 года Говоров принимает постриг с именем Феофан (что значит «Богом явленный»), позднее был рукоположен в сан иеромонаха и вступил на путь служения в духовных учебных заведениях. В 1847-1853 гг. иеромонах Феофан служил в Русской духовной миссии в Иерусалиме, в 1856-1857 гг. в сане архимандрита в Константинополе. В мае 1859 года, будучи ректором Петербургской духовной академии, был возведен в сан епископа. С Тамбовской кафедры он переведен на Владимирскую, но столь успешное течение церковной карьеры не радовало святителя Феофана. В 1863 году Святитель Феофан добровольно оставляет свою кафедру для того, чтобы затвориться в маленьком монастыре — Вышенской пустыне, расположенной в пустынных лесных местах Тамбовской епархии. Он был назначен туда настоятелем, но в 1866 году подал прошение об уходе на покой, а в 1872 году ушел в полный затвор. Он занимал две комнаты в маленьком домике, и сам совершал богослужение в домашней церкви. Более четверти века святитель Феофан прожил на Выше, и те годы стали не только годами его возрастания в духовной, аскетической жизни, но и годами многообразного и интенсивного труда. Его библиотека насчитывала сотни томов и не только богословских трудов, но и книг по истории, философии, медицине, астрономии, географии; у него были телескоп, микроскоп, фотоаппарат, краски — и сам святитель писал иконы.

Но главное состояло в другом. Вкусив опыта старцев Киево-Печерской лавры, узнав труды древних Отцов Церкви и опыт создателей Православной аскетики, владыка Феофан стал подлинным старцем. Правда, с сотнями своих духовных сыновей и дочерей святитель не виделся, он общался с ними путем переписки. Важной частью его наследия стали «Письма о христианской жизни», «Начертание христианского нравоучения», «Путь ко спасению» (краткое обозрение аскетики). Он заново перевел на русский язык собрание наставлений древних Отцов Церкви, изданное в пяти томах под названием «Добротолюбие»; написал толкование на все послания апостола Павла; десятки его статей были опубликованы в церковных газетах и журналах; собранные его почитателями письма составили восемь томов.

Нельзя не сказать и о таком ярчайшем проявлении «старчества в миру», как святого Иоанна Кронштадтского (Иван Ильич Сергиев, 1829-1908 гг.). Он не имел монашеского сана, был женат (хотя жил с женой как с сестрой), всю жизнь провел в миру, но его деятельность стала важной частью жизни Русской Православной Церкви. После окончания петербургской Духовной академии отец Иоанн был направлен в Кронштадт, в главный Морской собор, в котором прослужил 53 года. Тысячи и тысячи людей стекались к нему, чтобы присутствовать при совершении им литургии; он был вынужден прибегать к неканоничной форме общей исповеди, что было уникальным явлением в жизни Церкви. Проповеди его были кратки и просты, чаще всего он говорил о раскаянии и покаянии, советовал всегда молиться от всего сердца, церковные молитвы делать своими. Одно его слово или один взгляд часто перерождали людей, что можно объяснить только дарованным ему благодатным даром. Сохранились сотни свидетельств об исцелениях по его молитвам. В Петербурге он основал женский Иоанновский монастырь, а в Кронштадте на обильные пожертвования — Дом трудолюбия, в котором безработные и бездомные могли заработать на кусок хлеба и крышу над головой.

Отец Иоанн стал всероссийским пастырем. В поездках по России его постоянно осаждали толпы людей. В качестве наставления христианской жизни отец Иоанн издал свой дневник «Моя жизнь во Христе» (получивший также широкую известность в Англии и Америке). Отца Иоанна Кронштадтского воспринимали не только как духовника России, но и как пророка, посланного для призыва ее к покаянию в такое тревожное для страны время.

 

Тема 8. РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В СОВЕТСКИЙПЕРИОД.

 

Поместный Собор 1917-1918 гг. Церковная политика государства в первые годы советской власти.Церковные расколы 20-30-х гг.Гонения на Русскую Православную Церковь в 20-30–е гг. Религиозная ситуация в СССР накануне Великой Отечественной войны. Государственное отношение к Церкви в первые годы Великой Отечественной войны 1941-1942 гг. Эволюция отношений государства и Церкви. Создание Совета по делам Русской Православной Церкви.Русская Церковь при Патриархе Алексии I (1945-1970).Русская Церковь при Патриархе Пимене (1917-1990).