Присоединение Киевской митрополии к Московскому Патриархату

Вместе с развитием внутреннего благоустройства Русская Церковь в период Патриаршего управления стремилась и к внешнему расширению своих пределов. Знаменательным явлением было присоединение Украины к России и последовавшее затем подчинение Киевской митрополии Московскому Патриарху. Это важное событие подготовлено было страшными притеснениями православных на юге со стороны католиков и униатов. После фанатичного царствования Сигизмунда III польским королем сделался Владислав IV (1632). Энергичные требования православных во главе с митрополитом Петром (Могилой) прекратить гонения за веру и поставить Православную Церковь в такое же положение, какое занимала униатская, нашли поддержку у нового короля и были признаны законными сеймом. К сожалению, постановления сейма оставались мертвой буквой, и православные на Украине продолжали терпеть сильные стеснения за веру. Лишь подъем национально-освободительного движения против поляков, которое во второй половине 40-х гг. возглавил Богдан Хмельницкий, привел к воссоединению Украины с Россией. В 1654 г. Украина присягнула на верность московскому государю. Днепр признан был границей между Польшей и вновь приобретенными русскими владениями. Половина юго-западной митрополии, по левую сторону Днепра, вместе с Киевом стала в гражданскую зависимость от Москвы, а другая ее часть, по правую сторону, осталась во владениях Польши. Политическое воссоединение Украины с Москвой, естественно, выдвинуло вопрос о церковном подчинении этой страны московскому Патриарху. Церковная зависимость ее от Константинопольского Патриарха противоречила политической зависимости от Москвы, но вопрос о подчинении Киевской митрополии Московскому Патриарху встретил в своем разрешении немало противодействий и затруднений. Эти затруднения зависели частью от политической раздробленности южной митрополии, входившей своими частями в состав двух государств, частью от личных взглядов на этот вопрос разных влиятельных лиц. Церковное подчинение Киевской митрополии Московскому Патриарху произошло лишь в 1686 г. Киевская митрополия признавалась первой и старейшей между русскими митрополиями, и иерарх ее должен пользоваться преимуществами чести пред другими митрополитами. Ему дано право носить две панагии, митру с крестом; в пределах его епархии ему предносился крест. Черный клобук киевского митрополита заменен был белым. В церковном отношении митрополиту подчинялись и православные епархии, оставшиеся в польских владениях.

 

 

Тема 6. РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В СИНОДАЛЬНЫЙ ПЕРИОД (1700-1917).

Царствование Петра Великого (1689-1725). Зарождение реформы. Учреждение Святейшего Синода. Итоги петровских преобразований. Синод при Екатерине (1725- 1727) и Петре II (1727-1730.). Бедственное положение Церкви и государства в царствование Анны Иоанновны (1730-1740). Синод в царствование императрицы Елизаветы Петровны (I741-1761). Царствование императрицы Екатерины II. Церковно-земельные имущества и их секуляризация. Синод в царствование императора Павла I (1796-1801). Церковь в царствование императора Александра I (1801 - 1825). Библейское общество. Перевод Священного Писания на русский язык. Церковь в царствование императора Николая I (1825-1855), императора Александра II (1855-1881) и Александра III (1881 -1894). Царствование императора Николая II. Учреждение миссий.