Крещение князя

Древнерусская традиция, повествующая о крещении князя Владимира, неоднородна. Тем не менее, внешнеполитическая канва события ясна. В 987 г. византийские императоры, братья-соправители из Македонской династии Василий II Болгаробойца и Константин VIII, переживали очень сложный период. В империи возник мятеж, заставивший их обратиться к Владимиру за военной помощью. Князю было обещано дать в жены сестру императоров Анну при условии, что Владимир примет крещение. Он прислал императорам армию из шести тысяч воинов, которая разбила узурпатора Варду Фоку, грозившего свергнуть законных императоров. Владимир в обмен на военные услуги потребовал руки принцессы Анны. Ему было отказано. Брак багрянородной принцессы с «варваром» был вопиющим нарушением норм византийской идеологии и дипломатии, поэтому, получив военную помощь, императоры не торопились с отправкой на Русь невесты для своего союзника. Тогда Владимир пошел войной на греков. После долгой осады князь овладел крымским форпостом Византии – Херсонесом. Владимир потребовал Анну в жены в обмен на возвращение города Византии. Вскоре византийская принцесса прибыла в Крым, где и состоялось ее бракосочетание с Владимиром. Такова приблизительная картина событий. Большинство ученых полагает, что крещение самого князя Владимира произошло в Херсонесе перед венчанием с Анной, другие же местом крещения считают Киев. Несомненно, князь Владимир одержал дипломатическую победу. Брак с Анной уравнивал его с императорами, делал равным Порфирогенитам.

Крещение Руси явилось в значительной степени заслугой самого князя Киевского, полностью преобразившегося после принятия христианства. Уже в ранних произведениях (IX в.) русские книжники сравнивали князя Владимира с императором Константином Великим: «Се есть новый Костянтин великого Рима, иже крестився сам и люди своя крести». Сближение с Константином и Еленой, общность церковной заслуги с апостолами – учениками Иисуса Христа, были основанием перенесения на русских князей-крестителей имени «равноапостольных» и причисления Владимира и Ольги к лику святых. Но у князя Владимира было особое, личное право на святость: это его милостыня. Летописцы, говоря о Владимире, обязательно приводили рассказ о том, как «нищие приходяше на двор его во вся дня и приимаху, кто чего требоваша; а недужным, не могущим ходити, повеле слугам, да в дом приносят им». Предание помнило языческую жизнь князя «аще бо в невежестве…согрешениа быта», но видело и преображение его души «после рассыпашася покаянием и милостынями».