Языческий период деятельности князя Владимира

После победы над Ярополком Владимир стал княжить в Киеве. И вновь, как некогда при Святославе, язычество восторжествовало над христианством. Около 983 г. князь предпринял попытку реформировать многобожие. Объединив славянские, норманнские, финно-угорские племена, Владимир осознал необходимость религиозного единства страны. Он понимал, что только религия способна сплотить разрозненные племенные союзы в одно целое. До тех пор разнородное население Руси поклонялось своим местным богам. Варяги почитали одних, славяне – других, у финнов были третьи. Владимир же повелел собрать воедино всех языческих богов и создал общий пантеон – своего рода «русский Олимп». Как рассказывал летописец, в Киеве он поставил на капище идолов Хорса, Даждьбога, Стрибога, Семаргла и Мокоши. Возглавил же все это, отныне «единое», семейство Перун - бог грома и огня, признанный верховным божеством, имевший, скорее всего балто-варяжское, а не славянское происхождение. Скоро стало ясно, что реформа оказалась абсолютно несостоятельной. У новых богов не было авторитета, чтобы заставить людей признавать наряду с привычными для их племени божествами и еще каких-то других. При Владимире на капищах стали совершаться человеческие жертвоприношения, которые прежде, видимо, были редкостью. Так, после победоносного похода князя на ятвягов в 983 г. были убиты Феодор и Иоанн, два варяга-христианина, отец и сын, которые стали первыми на Руси мучениками веры, чьи имена известны.