Положение христиан при князе Святославе и его преемниках

Утверждение христианства княгиней Ольгой не было продолжительным. Ее сын, воинственный Святослав Игоревич (ок. 960 – 972), судя по летописному рассказу, не проявлял интереса к христианству. Мать просила его принять крещение, а он отвечал, что дружина будет смеяться над ним. Новая вера, по всей видимости, не соответствовала характеру князя и его дружины. Скупые свидетельства, сохранившиеся с той поры, позволяют предполагать, что после кончины святой равноапостольной княгини Ольги ее сын-язычник воздвиг гонение на христиан. Ссылаясь на Иоакимовскую летопись, историк В.Н. Татищев сообщал о том, что по приказу Святослава в Киеве была разрушена Никольская церковь. Раскопки языческого пантеона в Киеве подтверждают летописное известие. Фундамент капища – неглубокие рвы – сплошь заполнен битой плинфой (кирпич), осколками шифера, кусками штукатурки с фрагментами фресок. Археологи уверенно интерпретируют находки как остатки христианского храма, вероятно разрушенного во времена Святослава. Можно считать, что при Святославе действительно имела место реакция язычества против усиливающегося христианства.

Еще острее борьба язычества с христианством разгорелась при преемниках погибшего от рук печенегов Святослава. Киевским князем после кончины отца стал старший сын – Ярополк. Другой сын – Олег княжил в земле древлян. Оба старших сына Святослава были воспитаны Ольгой, то есть, в христианском духе. В исторической литературе утвердилось мнение о том, что старший сын Святослава в борьбе за власть опирался на партию киевлян и благожелательно относился к христианству.

На фоне братьев - законных князей Владимир выглядел «бастардом», так как был сыном Святослава от его наложницы Малуши, ключницы княгини Ольги. Его презрительно называли «робичичем», то есть сыном рабыни. Владимир получил в удел далекий Новгород. Его, вероятно, решила использовать в своих целях партия ревнителей язычества. Полуваряжский Новгород встал в оппозицию к Киеву. И Владимир первоначально выступал как лидер этой агрессивно настроенной партии. Казалось, что победа осталась за ними, когда Владимир в решительной схватке одолел Ярополка, погибшего около 978 – 979 гг. Но на самом деле дни язычества были уже сочтены.

 

Тема 2. РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В юрисдикции константинопольского патриархата

(от крещения Руси до татаро-монгольского нашествия) (988-1237 гг.)

 

Языческий период деятельности князя Владимира. Выбор веры. Крещение князя. Крещение Руси и его значение. Подвиг святых князей Бориса и Глеба. Церковь при Ярославе Мудром и его преемниках. Внутреннее устройство Русской Православной Церкви. Влияние церковных иерархов на гражданские дела.