Предание о святом апостоле Андрее Первозванном

Крещение Руси, которое, как известно, произошло при святом князе Владимире, было не первым знакомством Руси с христианством. Существует широко известное предание о посещении святым апостолом Андреем Первозванным территории будущей Руси. Преподобный Нестор Летописец в «Повести временных лет» сообщает о проповеди апостола Андрея на месте будущего Киева. Некоторые авторы высказывают сомнения в истинности этого предания. С особой силой критический пафос в отношении повествования о проповеди святого Андрея в Поднепровье выразился в трудах крупного церковного историка Е.Е. Голубинского.

Тем не менее, устойчивое почитание святого апостола Андрея Церковью как провозвестника христианства на будущих русских землях и небесного покровителя Руси, отмечаемое с домонгольской эпохи и до новейшего времени, не позволяет отбросить древнее предание. И хотя нет строгих доказательств того, что апостол проповедовал на днепровских горах, как об этом сообщает «Повесть временных лет», вполне вероятно, что святой Андрей мог миссионерствовать, если и не на территории будущей Руси, то совсем неподалеку от нее. Вполне достоверным можно признать тот факт, что апостол Андрей посещал Северное Причерноморье. В частности, церковный историк IV в. Евсевий Кесарийский, ссылаясь на Оригена, сообщает, что Андрей Первозванный получил по жребию для проповеди Скифию. Вполне мог святой апостол Андрей подниматься и вверх по Днепру до места, где позднее возник Киев. Имеются археологические находки, свидетельствующие об оживленной торговле греко-римских черноморских колоний с племенами, населявшими территорию будущей Руси. Известно, что множество античных торговых факторий существовало по течению Днепра. Таким образом, святой Андрей вполне мог побывать в этих местах вместе с греко-римскими купцами. Преданием о святом Андрее подчеркивалось апостольское преемство Русской Церкви. В то же время Русь никогда не пыталась сказанием о проповеди Андрея Первозванного создать какую-то подоплеку для канонических притязаний на главенство в христианском мире.

Важно отметить также и то, что в составе канонической территории Русской Церкви и сегодня пребывают земли, куда христианство проникло уже в первые века своей истории: Крым, часть Кавказа, другие области Северного Причерноморья. Археологические находки, сделанные в Херсонесе, Керчи и многих других греко-римских поселениях Крыма и Приазовья, свидетельствуют о том, что христианство там распространилось уже в I-III вв. Согласно устойчивому и никем не оспариваемому преданию, в 101 г. в Херсонесе (Севастополь) мученически закончил свои дни сосланный сюда святой Климент, папа Римский.