Лже-мессии в еврейской истории

4.

 

 

5. Экспертиза ценности документов в делопроизводстве прово­дится при составлении номенклатуры дел, их формировании. Для' организации и проведения экспертизы ценности документов, от­бора и подготовки их для передачи на государственное хране­ние, а также для контроля за правильностью отнесения доку­ментов к различным делам и оказания методической помощи в) проведении экспертизы ценности документа создаются посто­янно действующие экспертные комиссии (ЭПК). Разрабатыва­ется положение, в котором определяются ее функции, права и порядок работы.

На экспертные комиссии кроме организации ежегодного отбо­ра документов на хранение возлагается: рассмотрение годовых разделов дела постоянного, долговременного (свыше 10 лет) хра­нения, в том числе и по личному составу, актов о выделении к уничтожению документов и дел, не подлежащих дальнейшему хранению, о неисправимом повреждении документов постоянно­го хранения и о необнаружении дел, подлежащих передаче на го­сударственное хранение; вопросов о приеме на ведомственное хра­нение документов личного происхождения; подготовка и внесе­ние на рассмотрение ЭПК предложений об установлении и изменении сроков хранения документов; рассмотрение перечней документов, номенклатур дел, инструкций по делопроизводству и т.п.

Вера в приход Мессии была частью повседневных чаяний и надежд, а с 1 в. н. э. вдохновляла мессианские Движения, т.е. массовые движения, лидеры которых претендовали на роль Мессии.

О мессианских движениях и их вождях повествует Иосиф Флавий (Война 2:444–448). Одним из таких вождей был Иехуда Галилеянин, основатель движения зелотов.

Вождем самого значительного из мессианских движений римского периода был Бар-Кохба, который объявил себя Мессией и в 131—135 годах повёл своих сторонников на вооружённое восстание против Рима. На монетах рядом с его именем фигурирует имя священника Элазара.

Многие мудрецы, в том числе и Рабби Акива, поддержали восстание и провозгласили Бар-Кохбу потенциальным Мессией. Восставшим удалось освободить Иерусалим, однако в конечном итоге восстание было жестоко подавлено императором Адрианом.

Неудача восстания серьёзно пошатнула веру евреев в близкий приход Мессии. Тем не менее, согласно Маймониду, Бар-Кохба не являлся в полном смысле ложным Мессией, а скорее кандидатом на эту роль, не сумевшим её сыграть.[12]

О других претендентах на роль Мессии в 1 в. – начале 2 в. говорится в Талмуде. Филон Александрийский упоминает о мессианских чаяниях в связи с греческим переводом Пятикнижия (Чис. 24:17), где слово шевет (`жезл`, `скипетр`) переводится как «человек». Этот перевод свидетельствует о том, что уже в начале 3 в. до н. э. термин «сын человеческий» употреблялся в значении Мессия.

Мессианские чаяния в эпоху Второго храма получали различные интерпретации в зависимости от взглядов различных течений в иудаизме.

Однако Мессия всегда рассматривался как человек, хотя и наделенный некоторыми сверхъестественными качествами, как орудие Бога, исполнитель Его воли, но не как спаситель-богочеловек в христианстве.

Хотя происхождение Мессии из дома Давида постулировалось, претендент должен был доказать подлинность своих притязаний делами — в эпоху Второго храма невозможно было проследить генеалогию, восходящую к Давиду.

 

ТАЛМУД

Законоучители Талмуда разработали представление о Мессии как о царе, который принесет Израилю искупление и будет править им в конце времен.

Он будет орудием установления царства Божия.

Царь-Мессия именуется малка мешиха (по-арамейски) бен Давид или машиах бен Давид.

С приходом Мессии должны сбыться библейские пророчества: Мессия победит врагов Израиля, вернет народу его землю, примирит его с Богом и принесет ему духовное и физическое благоденствие.

Мессия будет пророком, воином, судьей, царем и учителем Торы.

Согласно этим источникам, Мессия родился в Бет-Лехеме (или Иерусалиме) в день разрушения Храма.

Он пребывает до поры сокрытым — в Риме или на небесах (в позднем мидраше), — оплакивая страдания народа и собственное бессилие, чтобы явиться, когда придет час избавления.

Образ Мессии в Талмуде, особенно в Агаде неоднозначен. В некоторых местах он изображён нагруженным страданиями как мельничными жерновами[9] или даже в виде прокажённого нищего, который сидит в воротах Рима, ожидая своего часа[10].

Мессия должен прибыть на осле (ср. Зх. 9:9) или на облаке (ср. Дан. 7:13), в зависимости от поведения народа[9].

В ранних источниках не упоминается «страдающий Мессия» — эта концепция появляется лишь в 3 в.

Еще позднее страданиям Мессии был придан искупительный смысл (Санх. 98б; Пси. Р. 1626), хотя и иной, чем приданный христианством жертвенной смерти Христа.

Согласно одним источникам, Мессия присутствовал при сотворении мира, а некоторые считают даже, что «имя» (то есть идея) Мессии предшествовало сотворению мира; согласно другим, сам Мессия наделен предмировым существованием (Пси. Р. 36:161).

Все законоучители считали, что Мессия будет потомком царя Давида, однако одни утверждали, что Мессией будет сам воскресший Давид, а другие — что Мессия лишь будет носить имя Давид.

Иоханан бен Заккай предсказывал приход царя Хизкияху в роли Мессии.

Встречается также имя Менахем бен Хизкияху, которое может быть отнесено к руководителю антиримского восстания, либо просто символизировать грядущее «утешение» (Менахем — буквально `утешитель`).

Мессию отождествляют даже с Иехудой hа-Наси (Санх. 98б). Иногда Мессией именуется Шалом (`мир`).

О чисто человеческой природе Мессии свидетельствует то, что рабби Акива признал Мессией Бар-Кохбу (хотя он же говорил, что Мессия займет престол рядом с Богом).

Талмудический источник явно приписывает Мессии бессмертие (Сук. 52а), а мидраш (главным образом поздний) особо выделяет его среди бессмертных, пребывающих в раю.

В мировоззрении законоучителей Талмуда Мессия не заменяет ни Бога, ни Торы.

В 4 в. Гилель бен Гамлиэль отрицал приход Мессии (за что подвергся порицанию), не отвергая при этом грядущего избавления.

В мидраше имеется утверждение, что подлинным избавителем явится не Мессия, а сам Бог.

Время прихода (йемот hа-машиах - `дни Мессии`) также зависит от поведения народа. Впрочем, по господствующему в Талмуде мнению, существует крайний срок, никому не известный. Тем не менее и Талмуд и более поздние мудрецы делали предсказания, которые не сбылись.

Хотя Мессия и должен быть из рода Давида, Талмуд упоминает также Мессию из рода Иосифа или Эфраима[11], который подготавливает почву для Мессии из рода Давида и погибает в сражении с врагами Израиля.

МИДРАШ

… Мидраш сообщает: "Мацати эт Давид авди" - "Я нашел Давида, слугу Моего". Здесь речь идет о начале мессианского пути. "Эйхан мецатив - Где Я нашел его?" - "Би-Сдом - В Сдоме". Итак, отправная точка длинного и мучительно трудного пути, который должен пройти Машиах через века, находится в Сдоме - эпицентре безнравственности. Город Сдом был столь аморален, что был заслуженно приговорен к тотальному уничтожению. Столь резкий контраст требует разъяснения.

Итак, мессианское семя находится в Сдоме, но где именно? В чреслах Лота, племянника Авраама. У Лота родился мальчик по имени Моав, основатель большого народа и предтеча моавитянки Рут, прапрабабки царя Давида. Неужели такой человек, как Лот, достоин быть предком Машиаха? Лот, недостойный величия своего дяди Авраама? Лот, решивший поселиться в аморальном Сдоме? Тот самый Лот, чье имя мудрецы выводят из арамейского слова "лает" - "проклятие"?

Да, этот Лот живет в Сдоме и несет в себе семя будущего спасения. Он приглашает двух ангелов отобедать у себя в ту роковую ночь разрушения - всего за несколько часов до катастрофы, уничтожившей целый регион. Лот накормил их; традиция утверждает, что это было время Песаха, и Лот подал им мацу. Но в Пятикнижии употреблено слово "миште", пир, и наши мудрецы уловили в нем своим сверхчутким слухом параллель с другим "миште" - из происшедшего при свете дня, очевидного освобождения, которое сопровождалось чудесами. Исход был в нисане, первом месяце, месяце чудес - "нисим", в атмосфере весны и пробуждения. Пурим тоже праздник освобождения, но избавление произошло во мраке, без явных чудес и состоялось в последний месяц года, в разгар зимы. Вместе они создают полный набор элементов, присущих освобождению. Лот сидит в Сдоме в канун его уничтожения и своего чудесного спасения; внутри этого человека, в его теле, скрыто семя, из которого произрастет Машиах; и он же, Лот, проводит одновременно пасхальный Седер и трапезу Пурима!

Семя Машиаха находится в эпицентре урагана, ему суждено дать толчок необычному, парадоксальному процессу освобождения. На основе этого глубокого и совершенно непредсказуемого плана началась подготовка к Исходу, ярчайшему событию, отмеченному грандиозными чудесными явлениями, и к спасению Пурима, сокрытому под непроницаемой будничной маской.

Дальнейший этап генеалогии еще сложнее в моральном отношении. Из всех жителей Сдома катастрофу пережили только Лот и его дочери. Они укрылись в пещере. Дочерям кажется, что весь мир уничтожен и они -единственные люди на земле. Чтобы продлить человеческий род, им приходит мысль вступить в связь с собственным отцом. В результате рождается Моав. Предтеча Машиаха -дитя кровосмесительной связи! Но в глубине этого проблематичного, с точки зрения морали, события заложено чистое и крепкое зерно. Талмуд пишет: "Гедола авера ли-шма ми-мицва ше-ло ли-шма" - "грех, совершенный во благо, лучше, чем мицва, совершенная не во благо". И все-таки до чего неприглядна оболочка, в которую помещено это чистое зерно!

Дальше больше. Иегуда, сын Яакова, которому суждено быть основателем мессианской династии, женится на Тамар. Их потомок Боаз женится на Рут из потомства Лота. Получается весьма неприглядная родословная: моавитянка Рут произошла от Лота и его дочери, а Боаз - от Иегуды и Тамар. Можно ли считать союз Иегуды и Тамар чистым и безупречным, не осложненным моральной дилеммой? Вовсе нет. Их отношения сокрыты в глубокой тайне: Тамар выдает себя за проститутку, чтобы переспать с Иегудой. Но это не разврат. Ей стало известно через пророческое озарение, что она станет родоначальницей мессианской династии; она ждет Шелу, третьего сына Иегуды, обещанного ей в мужья. Но видя, что Шела ускользает от нее, она берет инициативу в свои руки, переодевается в одежду распутницы и поджидает Иегуду на перекрестке дорог. Иегуда подходит, замечает ее и чувствует "запах Эденского сада". Какая-то непреодолимая сила толкает его к этой женщине, в ее обьятия.

Вскоре окружающие замечают, что Тамар беременна. Скандал! Вместо того чтобы ждать выполнения обязательной мицвы "левиратного брака", стать женой человека из семьи Иегуды, она совершает блуд! Иегуда негодует и приговаривает ее к смерти. Он не знает, что она уже совершила эту мицву -лично с ним! Тамар сообщает ему правду - очень скромно, тайными намеками. Потрясенный Иегуда публично признает ее правоту и величие, ставит ее выше себя. В результате она рожает Иегуде сына, от которого впоследствии произошел Боаз.

Перед нами та же ситуация, что и в случае с Лотом. Трудно представить себе более темную, сомнительную родословную. Но за грубой оболочкой скрывается чистое зерно. В конце концов, в чем можно упрекнуть Иегуду и Тамар? Они всего лишь выполнили заповедь "ибум" (левиратного брака). Никакого разврата, никакой безнравственности. Машиах продвинулся еще на одни шаг к своему грядущему раскрытию.

 

СРЕДНИЕ ВЕКА

Средневековый иудаизм не получил в наследство от предыдущего периода еврейской истории цельной и последовательной концепции Мессии, мессианских времен и грядущего мессианского века. Хотя средневековое еврейское мессианство основывалось на более ранних источниках, оно является продуктом позднейшей мысли и исторического опыта.

В псевдоэпиграфической книге Зрубавела (6-7 вв н.э.) описаны видения последних дней и прихода Мессии, которым должно предшествовать явление императора Армилуса (от имени первого римского царя Ромулус) — сына Сатаны и скульптурного изображения женщины.

Он покорит весь мир, объединив его в служении Сатане (воплощенном в нем самом). Евреи во главе с Мессией из колена Иосифа, которому будет помогать женщина по имени Хефци-Ва, вступят в войну с Армилусом.

И хотя этот Мессия будет убит, Хефци-Ва спасет Иерусалим, а ее сын, Мессия из дома Давидова, победит Армилуса, и начнется мессианский век.

Возможно, книга Зрубавела написана под влиянием побед византийского императора Ираклия (в частности, над персами), которые казались еврею, живущему в Эрец-Исраэль, первыми шагами к созданию всемирной христианской империи. Мессия должен был победить не ослабленную и разделенную, но единую и мощную империю, в которой концентрируются все враждебные еврейству силы.

На основе книги Зрубавела сложилась обширная апокалипсическая литература, предвещающая войны Мессии, его победу и конец галута. Отличительной чертой этой литературы является отсутствие доктринального теологического элемента: апокалипсическое будущее только описывается, но не объясняется: вопрос о том, что должен делать еврей, чтобы способствовать грядущему избавлению, не затрагивается. В эпоху средневековья, когда в рамках иудаизма соперничали различные религиозно-идеологические течения, апокалипсическая литература была приемлемой в любой стране для всех евреев: философ-рационалист, мистик, каббалист или приверженец раввинистического традиционализма — все могли принять описание мессианского будущего, содержащееся в книге Зрубавела и сходных сочинениях. Некоторые произведения апокалипсической литературы относятся к еще более раннему периоду, чем книга Зрубавела. Одно из важнейших произведений апокалипсической литературы «Отот Машиах» («Знаки Мессии»): в нем перечислены события, которые должны предшествовать приходу Мессии. Литература такого рода оказала огромное влияние на средневековое еврейство.

 

РАМБАМ

Рамбам писал:

Мудрецы и пророки мечтали о приходе Машиаха не для того, чтобы народ Израиля господствовал над всем миром, и не для того, чтобы евреи притесняли идолопоклонников, и не для того, чтобы народы превозносили бы евреев, и не для того, чтобы есть, пить и веселиться, а для того, чтобы свободно изучать Тору и мудрость и чтобы не было над ними угнетающего и притесняющего их; чтобы удостоились они жизни в будущем мире... И не будет там голода и войны, ненависти и соперничества.

Машиах возведен на высшую ступень мудрости и морали.

В галахическом труде Мишнэ Тора Маймонид описывает три стадии наступления эры Машиаха следующим образом:

[1.] Если встанет царь из дома Давида, изучивший Тору и соблюдающий заповеди, подобно Давиду, своему предку… и он приведёт весь Израиль [на путь Торы]… и будет сражаться в битвах Бога — тогда можно предположить, что он Машиах.

[2.] Если его усилия увенчаются успехом, и он начнёт строить Храм на его месте и соберёт Израиль из изгнания — тогда он наверняка Машиах.

[3.] Его влияние распространяется на весь мир, и все объединятся в служении Богу, ибо сказано: «И тогда изменю Я язык народов [и сделаю его] чистым, чтобы все призывали Имя Господа, чтобы служили Ему единодушно» (Соф.3:9)

 

В Гилхот мелахим Рамбам:

Царь Машиах восстанет и вернет царство Давида к былому величию, и построит Храм, и соберет рассеяние Израиля.

И будет правосудие, как прежде [...]

И тот, кто не верит в приход Машиаха или не ожидает его прихода, — не пророков он отрицает, а Тору и Моисея, учителя нашего, ибо сказано: И вернет Господь, Бог твой, изгнанных твоих и сжалится над тобою, и опять соберет тебя Господь, Бог твой... (Втор. 30, 3-4).

И сказано это Торой и повторено всеми пророками. [...]

И да не взбредет тебе на ум, что царь наш Машиах должен творить чудеса и знамения, оживить мертвых и т. д. Это не соответствует истине.

Рабби Акива, величайший из мудрецов Мишны, был поклонником Бен Козивы [Бар Кохбы] и говорил, что он — царь Машиах.

И верили он и другие мудрецы того времени, что Бар Кохба - царь Машиах, пока не убили его. И не требовали они от него чудес и знамений.

Главное же в том, что Тора, законы и наставления ее — вечны, нечего добавить к ним или убавить от них.

И если восстанет царь из дома Давида, верный Торе и соблюдающий ее мицвот, как Давид, отец его, согласно Торе Письменной и Устной, и заставит весь Израиль жить по законам Торы и будет вести войны Господа - это доказательство того, что он — Машиах.

Если сделает так и преуспеет, и построит Храм на месте его, и соберет рассеяние Израиля, то он наверняка Машиах, и он исправит мир так, что все будут служить Господу, ибо сказано: Ибо тогда сделаю язык народов чистым, чтобы все призывали имя Господа и служили Ему единодушно (Цфан. III, 9) [...]

Да не подумает никто, что с приходом Машиаха изменится что-либо в устройстве мира... нет, мир не изменится.

А то, что сказано у Иешаягу: И волк будет жить с агнцем, и барс с козленком будет лежать — притча и аллегория.

Смысл этого в том, что Израиль будет жить в безопасности от нечестивых идолопоклонников, подобных волкам и барсам, как сказано: ...Волк степной опустошит их, а барс грозит их городам (Иер. V, .).

И вернутся все к истинной религии, и не будут грабить и творить зло [...] А то, что сказано: И лев, подобно волу, будет есть солому (Ис. XI, 7) и все подобное, что сказано о Машиахе, — аллегория.

 

«Иггерет Тейман» («Йеменское послание») Маймонид отвергал с этих позиций мессианские притязания йеменского еврея.

Аврахам бар Хия (1065? —1136?), философ-рационалист, близкий к неоплатонизму, пытался в сочинении «Мегиллат hа-мегалле» («Свиток провидца») установить дату прихода Мессии с помощью астрологических вычислений.

 

Маймонид, Мишне Тора, Законы о царях и войне.

1. В грядущие дни придет царь-Машиах, восстановит династию Давида, отстроит Храм и соберет народ Израиля, рассеянный по свету. В его дни снова вступят в силу все законы, действовавшие в прошлом: будут приносить жертвы, соблюдать субботний и юбилейный годы в соответствии с написанным в Торе.

Всякий, кто не верит в него или не ожидает его прихода, отвергает не только предсказания пророков, но слова самой Торы и Моше, учителя нашего. Ибо сама Тора свидетельствует об избавлении, которое принесет Машиах: "И возвратит Господь, Бог твой, изгнанников твоих и смилуется над тобою, и вновь соберет тебя... даже если будешь ты заброшен на край земли... и приведет тебя Господь, Бог твой, в землю…" (Дварим.30: 3-5).

Эти недвусмысленные слова Торы включают в себе все, что сказано пророками о Машиахе.

О том же говорится и в рассказе о Бильаме. (Бемидбар, 24:17, 18)

/15/ И ПРОИЗНЕС ОН ПРИТЧУ СВОЮ, И СКАЗАЛ: "ВОТ РЕЧЬ БИЛЬАМА, СЫНА БЕОРА, И РЕЧЬ МУЖА ПРОЗОРЛИВОГО; /16/ РЕЧЬ СЛЫШАЩЕГО РЕЧИ ВСЕСИЛЬНОГО, ПОЗНАЮЩЕГО НАМЕРЕНИЯ ВСЕВЫШНЕГО, ТОГО, КТО ВИДИТ ЯВЛЕНИЕ ВСЕМОГУЩЕГО, ПАДАЕТ С ОТКРЫТЫМИ ГЛАЗАМИ.

/17/ ВИЖУ ЕГО, НО НЕ СЕЙЧАС, ВСМАТРИВАЮСЬ В НЕГО, НО НЕ БЛИЗКО: ВЗОШЛА ЗВЕЗДА ОТ ЯАКОВА И ВОЗНЕССЯ СКИПЕТР ОТ ИЗРАИЛЯ, И СОКРУШИТ ОН ПРЕДЕЛЫ МОАВА, И РАЗГРОМИТ ВСЕХ СЫНОВ ШЕТА. /18/ И БУДЕТ ЭДОМ РАЗГРОМЛЕН, И БУДЕТ РАЗГРОМЛЕН СЕИР - ВРАГИ ЕГО, А ИЗРАИЛЮ БУДЕТ СОПУТСТВОВАТЬ УСПЕХ. /19/ И ВЛАСТВОВАТЬ БУДЕТ потомок ЯАКОВА, И НЕ ОСТАВИТ В ЖИВЫХ НИКОГО ИЗ ЖИТЕЛЕЙ ГОРОДА"

приводится пророчество о двух Машиахах: о первом из них - Давиде, которому предстояло спасти Израиль от врагов его, и о последнем Машиахе, его потомке, который спасет Израиль от Эйсава.

Там говорится:

"Я вижу его, но [он придет] не сейчас" - это пророчество о Давиде.

"Я смотрю на него, но он не близко" - о Машиахе.

"Придет звезда от Яакова" - это Давид.

"И явится жезл от Израиля" - это царь-Машиах.

"И сокрушит пределы Моава" - Давид, как сказано про него:

"И победил Давид Моав и поделил его на части" (Шмуэль II, 8:2).

"И разгромит всех сынов Шета" - царь Машиах, как сказано:

"И будет властвовать он от моря до моря" (Зхарья, 9:10).

"И будет Эдом завоеван" - Давидом, как сказано:

"И стали эдомитяне рабами Давид*" (Диврей гаямим I, 18:13).

"И будет Сеир завоеван врагами его" - царем-Машиахом. Как сказано:

"И поднимутся спасители на гору Сион, судить [живущих] на горе Эйсава" (Овадья, 1:21).

 

2. Кроме этого, говорится о городах-убежищах: "Когда расширит Господь, Бог ваш, твои пределы, прибавь еще три города..." (Дварим, 19:8, 9).

И до сих пор этого не произошло. А ведь не может того быть, чтобы дал нам Святой Творец, благословен Он, эту заповедь понапрасну. [Следовательно, это будет исполнено в грядущие времена, когда придет Машиах.] Но то, что пророчество о Машиахе содержится в словах пророков, не требует доказательств, ибо все их книги полны упоминаний о нем.

3. Да не подумаешь ты, что Машиах должен творить чудеса, отменять законы природы и воскрешать мертвых, как утверждают глупцы. Это неверно, ибо раби Акива, величайший из мудрецов Мишны, был соратником царя бен Козивы (бар Кохбы) и считал его Машиахом.

И он, и все мудрецы его поколения полагали, что это так, до тех пор, пока тот не был убит за грехи свои. И только после этого они убедились, что он не Машиах.

И не просили от него мудрецы сотворить чудо, [чтобы признать его Машиахом]. Но основная истина состоит в том, что Тора, законы и заповеди ее вечны и неизменны во веки веков и нельзя ни прибавить к ним и не убавить от них. И всякий, кто добавит новую заповедь к заповедям Торы или отменит одну из существующих, или превратно истолкует Тору, или станет толковать те места в ней, где говорится о заповедях, как иносказания, - наверняка лжец, злодей и безбожник.

4. Но если придет царь из рода Давида,

посвятивший себя, как и Давид, его предок, постижению Торы и исполнению заповедей согласно Письменной и Устной Торе,

и заставит весь Израиль следовать ей

и будет вести войны, заповеданные Всевышним,

то он - вероятный Машиах.

И если он преуспел во всем этом, и победил все окрестные народы, и построил Храм на прежнем месте, и собрал народ Израиля из изгнания, этот человек - наверняка Машиах.

Если же ему не удалось совершить все это или если он погиб, то этот человек - несомненно не тот, о ком говорила Тора, он просто один из достойных и благочестивых царей из дома Давида, и послал его нам Святой Творец, благословен Он, для того лишь, чтобы испытать нас, как сказано:

"И некоторые из разумных потерпят поражение [в попытке принести избавление], чтобы [это испытания] очистило, прояснило и обелило [Израиль] до наступления конца времен, ибо срок этот еще не пришел" (Даниэль, 11:36).

И о Йешуа Ганоцри, который воображал, что он Машиах, и был казнен по приговору суда, предсказал Даниэль: "И преступные сыны народа твоего дерзнут осуществить пророчество и потерпят поражение" (Даниэль, 11:14), - ибо может ли быть больший провал, [чем тот, который потерпел этот человек]?

Ведь все пророки говорили, что Машиах - спаситель Израиля и избавитель его, что он укрепит народ в соблюдении заповедей. Этот же был причиной тому, что сыны Израиля гибли от меча и остаток их был рассеян; они были подвергнуты унижению. Тору подменили другой, большая часть мира была введена в заблуждение, служа другому богу, а не Всевышнему. Однако замыслы Творца мира не в силах постичь человек, ибо "не пути наши - Его пути, и не наши мысли - Его мысли", и все происшедшее с Йешуа Ганоцри и с пророком измаильтян, который пришел после него, было подготовкой пути для царя Машиаха, подготовкой к тому, чтобы весь мир стал служить Всевышнему, как сказано: "Тогда Я вложу в уста всех народов ясные речи, и стянут люди призывать имя Господа и будут служить Ему все вместе" (Цфанья, 3:9). Каким образом [те двое способствовали этому]?

Благодаря им весь мир наполнился вестью о Машиахе, о Торе и о заповедях. И достигли эти вести дальних островов, и среди многих народов с необрезанным сердцем начали рассуждать о Машиахе, и о заповедях Торы. Одни из этих людей говорят, что заповеди эти были истинными, но в наше время потеряли силу, ибо были даны только на время. Другие - что заповеди следует понимать иносказательно, а не буквально, и уже пришел Машиах, и объяснил их тайный смысл. Но когда придет истинный Машиах, и преуспеет, и достигнет величия, сразу все они поймут, что научили их отцы ложному и что их пророки и предки ввели их в заблуждение.

ГЛАВА 12

1. Не думай, что в дни Машиаха нарушится естественный ход событий или изменятся законы природы, установленные при сотворении мира. Весь мир будет таким же, как прежде. А то, что сказал Йешаяhу: "И будет жить волк рядом с овцой и барс будет лежать рядом с ягненком" (Йешаяhу, 11:6) - образное, иносказательное выражение, смысл которого в том, что Израиль будет жить в мире с неевреями. Ибо злодеи-язычники уподоблены волкам и барсам, как сказано: "Степные волки будут нападать на них и барсы - подстерегать у городов их" (Ирмеяhу, 6:5). [И в дни Машиаха] все они примут истинную веру и не будут грабить и разрушать, но станут есть только дозволенное им Всевышним, живя в мире с Израилем, как сказано: "И лев словно бык будет есть солому" (Йешаягу, 11:7). Подобно этому и все предсказания о днях Машиаха следует понимать иносказательно. И лишь во времена Машиаха станет понятно всем, что именно подразумевали такие выражения, на что они намекали.

2. Сказали мудрецы: "Мир в дни Машиаха будет отличаться от нынешнего лишь тем, что Израиль не будет порабощен неевреями" (Брахот, 346). Из чтения книг пророков, насколько можно понять сказанное в них, складывается следующая картина: в начале времени Машиаха будет война Гога и Магога. Перед этим явится пророк, чтобы наставить сынов Израиля на праведный путь и подготовить их сердца [к приходу Машиаха], как сказано: "Вот Я посылаю к вам пророка Элияhу..." (Малахи, 3:23). Он не будет объявлять чистое нечистым и нечистое чистым; людей, принятых общиной, не станет удалять из нее, а людей, отделенных от общины, он не будет в нее принимать, но для того придет он, чтобы установить мир среди людей, как сказано: "И обратит он сердца отцов к детям..." (Малахи, 3:24). А некоторые из мудрецов говорят, что Элиягу придет раньше Машиаха. Как именно исполнятся эти и подобные им пророчества, не будет знать никто до тех пор, пока они не исполнятся. Ибо слова пророков об этом неясны. И у мудрецов нет общепризнанного предания о том, как это будет происходить, они лишь толкуют стихи Танаха, [говорящие о Машиахе], и поэтому нет у них единого мнения в этом вопросе. Во всяком случав, нет обязательной для принятия версии о порядке событий [во времена Машиаха] и деталях того, что произойдет. И не следует человеку посвящать себя изучению преданий об этом и углублению в толкования пророчеств о Машиахе. Он не должен делать это основным своим занятием, ибо это не приведет его к любви и трепету пред Всевышним. И не следует ему заниматься вычислением сроков прихода Машиаха. Сказали мудрецы: "Да отлетит душа от тех, кто вычисляет сроки [прихода Машиаха]!" (Сангедрин. 976). Следует просто ждать его и верить, что произойдут те основные события, которые мы описали.

3. В дни Машиаха, когда укрепится его царство и соберутся к нему все евреи, он выяснит родословную каждого из них, благодаря пророческому дару, которым наделен, как сказано: "Он будет восседать, отделяя и очищая" (Малахи, 3:3). Сначала он выяснит родословную потомков Леви и скажет: этот - коhэн, а этот - левит. И он отделит тех, кто не относится к сынам Израиля. Написано: "И сказал им Тиршата [Нехемья], чтобы не ели они от самых святых жертв до тех пор, пока не придет коhэн с урим и тумим" (Эзра, 2:63). Из этого стиха ясно, что родословная будет выясняться благодаря пророческому духу. Для каждого еврея Машиах выяснит, к какому колену тот относится. Однако, были ли среди предков кого-то из принятых в общину мамзеры или рабы, он не будет сообщать, ибо закон гласит, что такой человек может быть принят в общину.

4. Мудрецы и пророки желали прихода дней Машиаха не для господства над всем миром и не для того, чтобы поработить неевреев, и не для того, чтобы неевреи почитали их, и не для того, чтобы пить, есть и веселиться. Но затем, чтобы быть свободными и посвятить себя изучению Торы и мудрости и чтобы никто не мешал им в этом, чтобы удостоились они жизни в грядущем мире, как это было объяснено в "Законах о тшуве".

5. В те дни не будет ни голода, ни войн, ни зависти, ни соперничества, ибо блага земные будут в изобилии, и всевозможных яств будет столько, сколько есть на свете праха земного. И весь мир будет занят только познанием Всевышнего. И потому станут все сыны Израиля великими мудрецами, и будет ведомо им тайное, и постигнут они мудрость Творца своего, насколько это в человеческих силах, как сказано: "Ибо наполнится земля знанием Господа, как море полно водою" (Йешаяhу, 11:9).

Иудаизму присуща вера в возможность прихода Машиаха каждый день. Согласно Маймониду, этот принцип занимает 12 место среди «13 принципов веры»:

Безоговорочно верю в приход Машиаха, и, хотя он задерживается, я всё же каждый день буду ждать его

 

Дон Ицхак Абарбанэль в книге "Источники Спасения" - толкование на книгу Даниэля, Восьмой Источник, Шестая Пальма (прошу прощения за мой непрофессиональный перевод с иврита):

" ... Однако, по прямому разумению, не ведомо мне, откуда появилось у христиан учение об Антихристе, которое они сделали основополагающим догматом своей веры и о котором составляли множество удивительнейших пророчеств.

Так, Иоанн в книге, называемой у них "Апокалипсис" и другие апостолы говорили о нем. Но ведь ничего не сказано об Антихристе у пророков, разве что Йeшаяhу говорит: "И духом уст своих убъет злодея", но там слово "злодей" употреблено в собирательном смысле, а не в частном и допускает различные толкования. ...

Следует узнать откуда появилось у них это учение. ... Знай же, что ученики И. приняли от мудрецов Израиля сведения о Мошиахе, о котором говорят пророчества. В частности, они узнали, что вначале придет Мошиах сын Иосифов и будет сражаться с народами и будет убит на этой войне, как о нем сказал Захария: "И взглянут на того, которого пронзили и будут оплакивать его и т.д.". Также они приняли, что во времена Мошиаха будут многие страдания, называемые "родовыми cxавтками Мошиаха" и о них сказали мудрецы: "Счастлив тот, кто не увидит их и не будет жить в тe времена".

Об этих страданиях написано у христиан в их евангелиях: "Увы живущему в последнее время". И так как христиане имеют за основу своей веры то, что Мошиах уже пришел и им был И. hа Ноцри и что он пришел во времена Второго Храма, то они опасались, что сегодня или завтра восстанет Мошиах, о котором говорили пророки и окажутся ложными их проповеди о том, что Мошиах уже приходил.

Потому со дня основания своей религии решили христиане взять за основу, что придет человек, которого будут называть Мошиахом и это соответствует истине, ведь он придет, как говорили об этом пророки. И сказали о нем христиане, что он будет бороться с верой в И. и это верно, ведь Царь Мошиах уничтожит идолов с лица земли. И сказали, что он явит чудеса и знамения и это правда, ведь сказано: "и дам я знамения на небесах и на земле".

И сказали, что он будет преследовать народ Эдома и приверженцeв их веры (автор имеет ввиду христиан, так как у евреев принятo называть Рим - Эдомом) и это тоже правда, ведь сказано: "И будет огнем дом Иакова, искрой дом Иосифа, а дом Эйсава - соломой ... "

И сказали, что он отменит религию И., отменит христианские праздники и памятные даты и верно, ведь сказано: "Все же оставшиеся из народов, шедших на Иерусалим, будут приходить каждый год кланяться Владыке Господу Воинств и праздновать праздник Суккот (кущей)". Также христиане сказали, что Мошиах этот умрет и так это в действительности и будет, ведь, как я уже сказал, Мошиах сын Иосифов, который придет первым, будет убит. И так как Мошиах сын Давидов, который придет после Мошиаха сына Иосифова, будет совершенным человеком и пришествие его будет, по моему мнению, близко по времени с Воскресением Мертвых и Днем Суда, потому и сказали христиане, что Мошиах сын Давидов придет судить Мошиаха сына Иосифова (по их мнению Антихриста) в материальном теле. И они также сказали об этом Пришествии, что оно будет сопряжено с Судом и Воскрешением. Итак, ты видишь, что на истине основаны слова их, истину положили в основании своей веры, дабы верили им. Однако же история про Армилуса, упомянутая нашими мудрецами, благословенна память их, и в словах Переводчика - это другое, про это мы скажем далее, в 11-ом источнике..."

ЕВРЕЙСКИЕ ПРАЗДНИКИ

Многие еврейские праздники содержат мессианские элементы. Так, важнейший элемент Рош ха-Шана - шофар, звуки которого должны возвестить в Конце Дней приход Мессии.

Йом Киппур заканчивается протяжным трублением шофара и пожеланием "На следующий год в Иерусалиме !". Разрушенный Храм, который должен быть вновь возведён в мессианскую эпоху, называют "упавшей суккой (шатром) Давида". Мирт - один из "четырёх видов растений", являющийся частью ритуала на Суккот, считается символом мессианского избавления (Исайя 55:12-13). В хафторе, отрывке из Книги пророков, который читают на Суккот, провозглашается надежда на тот день, когда весь мир будет объединен в Божественное царство (Захария 14:9).

Песах, весенний праздник освобождения еврейского народа из египетского плена, пробуждения земли и предвкушения окончательного Искупления наполнен мессианскими символами. Кубок Ильи-пророка - символ надежд на приход

Мессии. Переломленная надвое маца и афикоман символизируют по-прежнему "разломанный" мир и надежду на его мессианское исправление. Песенка Хад Гадья, которую поют в конце пасхального седера, оканчивается мессианским видением торжества Всевышнего. Так же, как и на Иом Киппур, седер оканчивается пожеланием "На будущий год в Иерусалиме !", а жители Иерусалима провозглашают: "На будущий год в отстроенном Иерусалиме !". По одной из традиций, Мессия будет рождён в девятый день месяца Ав - день разрушения Храма.

Шаббат также всегда ассоциируется с мессианской надеждой. Согласно традиции, Мессия прибудет на исходе шаббата во время хавдалы - обряда, отделяющего шаббат от будней. Во время этой церемонии зажигают переплетённые свечи, поют песню "Элияху ха-Нави", в которой выражена надежда на приход Мессии. Шаббат также называют "предвкушением Грядущего Мира", когда каждый день будет как шаббат. По традиции в этот день едят рыбу, которая символизирует левиафана, уготованного в качестве яства на пиру праведников в Будущем Мире. Символическое участие пророка Ильи в обряде брит мила указывает на то, что из новорожденного может вырасти Мессия.

С Мессией ассоциируется также луна: в Конце Дней, по легенде, её свет, уменьшенный в День Творения, будет восстановлен до полного сияния. Луна, кроме того, символизирует еврейский народ, чья слава воссияет вновь в мессианскую эру. Феминизм интерпретируют эту легенду как полное восстановление равноправия женщин в мессианскую эпоху, поскольку луна является женским символом. Церемония "киддуш левана", которой отмечают появление новой луны, также проникнута мессианскими символами. По еврейскому обычаю покойников укладывают в могилу ногами в сторону Иерусалима, в ожидании воскрешения в день прихода Мессии. В диаспоре во время захоронения в могилу кладут землю из Эрец Исраэль, что символизирует возвращение покойного в Израиль в Мессианскую эру. В Израиле есть несколько мест, связанных с мессианскими представлениями:

Масличная гора, где впервые явится Мессия; гора Синай и гора Мория, которые сольются в одну Храмовую гору в день прихода Мессии; сам Иерусалим, в котором в Мессианскую эру будет отстроен Третий Храм. Считается, что в Мессианскую эру миру явится также и Райский Сад.