Величина прямого эффекта (Э1)
Содержание проектирования ИБ при различных способах организации
Способы организации ИБ:
1. Совокупность локальных файлов, поддерживаемых функциональными пакетами прикладных программ, создаваемых под документ, задачу, комплекс задач.
2. Интегрированная ИБ
Основным критерием выбора способа организации ИБ является достижение минимальных трудовых и стоимостных затрат на проектирование структур ИБ и ПО системы ведения файлов, а также на перепроектирование ИБ при возникновении новых задач.
1-й способ организации ИБ – Локальные файлы:
Достоинства
· Простая организация, вследствие специализации структуры данных под задачи
· Обеспечивают более быстрое время обработки данных.
Недостатки:
· Межмассивное и внутри массивное дублирование данных в информационной системе
· несогласованностью данных в разных приложениях,
· негибкостью доступа к информации,
· зависимость организации данных от алгоритмов решаемых задач.
Основные принципы создания файлов, входящих в состав универсума:
· алгоритмической направленности создания информационных файлов;
· семантической и синтаксической однородности файлов;
· упорядоченности хранения файлов по ключу;
· универсализации файлов.
Второй способ организации ИБ – создание интегрированной базы данных, основывающейся на использовании универсальных программных средств загрузки, хранения, поиска и ведения данных, то есть системы управления базами данных (СУБД).
Интегрированная ИБ, т.е. база данных (БД) – это совокупность взаимосвязанных, хранящихся вместе данных при такой минимальной избыточности, которая допускает их использование оптимальным образом для множества приложений.
Достоинства:
Централизация управления данными с помощью СУБД обеспечивает:
· совместимость этих данных,
· уменьшение синтаксической и семантической избыточности,
· соответствие данных реальному состоянию объекта,
· разделение хранения данных между пользователями,
· возможность подключения новых пользователей.
Недостатки:
· необходимость усиления контроля вводимых данных,
· необходимость обеспечения соглашения между пользователями по поводу состава и структуры данных, разграничения доступа и секретности данных.
Требования к организации БД:
· логическая и физическая независимость данных (программ от изменений структуры БД);
· контролируемая избыточность данных;
· стандартизация данных за счет использования классификаторов;
· наличие словаря данных;
· специализация интерфейса для администратора БД и пользователя системы;
· контроль целостности данных;
· защита данных от несанкционированного доступа;
· наличие вспомогательных программных средств (утилит) проектирования и эксплуатации БД.
Способы организации БД:
· центральная БД,
· распределенная БД, которая в свою очередь может иметь следующие способы организации:
o иерархическую
o сетевую.
Принципы построения централизованной БД:
· обеспечение логической организация данных с помощью построения глобальной модели данных;
· представление информационных потребности для каждой задачи в виде подмоделей данных;
· выделение специального языка описания данных для получения схем и подсхем;
· описание процедур обработки данных с использованием языка манипулирования данными;
· разделение доступа к полям данных;
· защита данных через пароль;
· обеспечение доступности данных одновременно для нескольких пользователей.
Принципы построения распределённых БД:
· учет территориального расположения подразделений ЭИС;
· обеспечение независимости данных от их территориального расположения;
· оптимальное размещения БД между абонентами и серверами;
· сокращение стоимости информационного обслуживания абонентов;
· обеспечение решения сложных межведомственных задач;
· надежность хранения обработки данных;
· использование СУБД, которые имеют язык описания данных, манипулирования данными и язык запросов, ориентированные на работу в сети;
· возможность параллельного обращения к данным из различных узлов обработки данных.
Особенности построения ТСП создания БД на следующих стадиях и этапах:
· Предпроектная стадия
· Разработка Технико-экономического обоснования проектирования БД (ТЭО)
· Разработка ТЗ
· Этап технического проектирования
· Этап рабочего проектирования
На предпроектной стадии выполняются следующие работы:
П1. Определение экономической целесообразности БД.
П2. Выявление состава, содержания и характеристик хранимой информации на основе результатов обследования предметной области.
П3. Определение оценок, количественных характеристик: информационных объектов и структурных связей между ними на основе результатов анализа информационных потребностей приложений и «Постановок задач».
П4. Построение инфологической модели предметной области, определяющей совокупность: информационных объектов, их атрибутов и структурных связей, динамику их изменения и характеристику информационных потребностей пользователя.
П5. Предварительные оценки вариантов разработки БД.
П6. Оценка возможностей применения СУБД и выбор СУБД.
Разделы «Технико-экономического обоснования» проектирования БД:
· описание принципов организации системы информационного обеспечения;
· обоснование целесообразности создания БД;
· описание инфологической модели;
· описание информационных потребностей конкретной задачи;
· описание схем документооборота;
· обоснование выбора конкретной СУБД.
«Техническое задание» на проектирование ЭИС содержит раздел по проектированию БД, в который входят вопросы:
· Назначение БД.
· Основные требования к БД.
· Основные технические решения.
· Технико-экономические показатели эффективности использования БД.
· Состав, содержание и организация проектных работ по созданию БД.
· Порядок приемки БД в промышленную эксплуатацию.
На этапе технического проектирования при разработке базы данных выполняются следующие работы:
П1. Составление уточненной инфологической модели.
П2. Логическое проектирование (составление концептуальной схемы).
П3. Физическое проектирование (распределение по уровням памяти, выбор методов доступа, определение размеров файлов и т.д.).
П4. Проектирование и представление данных для приложений.
П5. Проектирование программного обеспечения, включая определение состава функций, поддерживаемых СУБД и ППП окружения; необходимых доработок этих программ и функций, реализуемых средствами оригинального программного обеспечения (для конкретных задач).
На этапе рабочего проектирования выполняются следующие работы:
П1. Разработка оригинальных программных средств и сервисных программ.
П2. Настройка СУБД и ППП окружения в соответствии с выбранными параметрами.
П3. Разработка контрольного примера.
П4. Разработка должностных технологических инструкций для пользователей для лучшего взаимодействия с БД.
Состав показателей оценки эффективности использования БД, расчтываемых за годовой период:
1. Годовой экономический эффект (Э) от использования СУБД:
Э = Э1 + Э2,
Где Э1 – величина прямого эффекта;
Э2 – величина косвенного эффекта, выражающегося в совершенствовании управленческих процессов и повышении эффективности функционирования всей экономической системы в целом.
Э1 = S1 – S2,
Где S1 – приведенные годовые затраты на проектирование и обработку информации существующего варианта,
S2 - приведенные годовые затраты на проектирование и обработку информации предлагаемого варианта с использованием БД.
3. Годовой экономический эффект :
Э1 = (С1 + Ен*К1) –(С2+Ен*К2) или
Э1 = ∆ С ± ∆К*Ен,
Где С1 и С3 – эксплуатационные затраты существующего и предлагаемого варианта,
К2 – капитальные затраты на проектирование ЭИС при использовании СУБД,
К1 – капитальные затраты при файловой организации ИБ,
Ен – нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений.
4. Капитальные затраты на проектирование ЭИС при использовании СУБД:
К2 = Кп + К2осн + К2разр + К2з.и.в.,
Где Кп – затраты на приобретение СУБД,
К2осв – затраты на освоение СУБД,
К2разр – затраты на разработку БД,
К2з.и.в. – затраты на загрузку и ведение БД.
4.2 Затраты на освоение СУБД (К2осв):
К2осв = Т2осв*Цмч*Кмульт + Змес*Ro*To*(1+Кнр)
Где Т2осв – затраты машинного времени на освоение СУБД,
Цмч – стоимость машинного часа,
Кмульт – коэффициент мультиобработки,
Змес – размер месячной заработной платы,
Ro – количество работников, принимающих участие в освоении СУБД,
То – затраты времени на освоение СУБД (в час),
Кнр – коэффициент, учитывающий величину накладных расходов.
4.3 Затраты на разработку БД (К2разр):
К2разр = Т2разр*Цмч*Кмульт+3мес*Rp*Tp*(1+Кнр),
Где Т2разр - затраты машинного времени на разработку БД,
Rр - количество работников, принимающих участие и разработке БД,
Тр- затраты времени пользователей на разработку БД,