Проблема познания красоты и гармонии.
Проблемы гносеологии (вопросы познания).
Одним из важных вопросов познания является вопрос о познавательных способностях человека, о соотношении чувственного и разумного. В диалогах Платона, где главным персонажем является Сократ, подчеркивается, что познающее начало – это активная и бессмертная душа, которая управляет благородными и темными страстями. Душа человека, подобная божеству («подобие»!) окрыляется, т. е. способна понять сущность, главную идею «во многом» и классифицировать «многое» по видам. Методом получения и передачи истинного знания Платон считал диалектику – умозрительное интуитивное знание-припоминание божественной истины. Чувства же приводят человека к заблуждениям, его душа «теряет крылья», низвергается в земные иллюзии и даже царство мертвых. Заблуждение – это знание о «неподобном». «Майевтика» или метод познания Сократа основан на введении оппонента в заблуждение, т.е. представление «неподобного» как истинного. Истинная речь – это процесс обнаружения «подобия» знания божественному эйдосу, она не нуждается в записи, ибо активирует разумную бессмертную душу.
Идеалистическая и мистическая философия Платона трактует земное проявление красоты как припоминание неземной идеи-эйдоса. Столкновение подобного (разновидностей красоты и их восхождение к «идеи») в земном и божественном приводит человека к ощущению влюбленности и «окрыленности».
Проблемой гносеологии является вопрос о методах познания и истинности знания. Философы разных эпох для познания противоречивости и гармонии мира использовали разные методы – интуицию и герменевтику, метафизику и диалектику, а также научную методологию. Определение истины в традициях идеализма и материализма существенно отличается: идеализм называет истиной такое знание, которое соответствует (подобно) идеальным сущностям (плану, замыслу, проекту мирового разума) или априорным формам самого разума; материализм называет истиной такое знание, которое правильно описывает реальность или соответствует реальности.