План проведения занятия.

1. Организационный момент: отметить отсутствующих, проверить форму, наличие дневников, изложить план проведения занятия. – 5 мин.

2.Изложение нового материала – 75 мин.

3. Подведение итогов – 5 мин.

4. Домашнее задание – 5 мин.

 

 

Часть 1. Правовые и этические аспекты работы с ребенком в семье.

Все взаимоотношения между семьей и обществом, внутрисемейные отношения регулируются следующими нормативными документами:

1. Конституция РФ, которая определяет права и свободы человека, в том числе и ребенка, т.к. ребенок полноценный гражданин своей страны и имеет согласно Конституции все права гражданина, а так же несет ряд обязанностей перед обществом, как и всякий гражданин,

2. Гражданский Кодекс РФ, является главным нормативным документом гражданского законодательства, именно ГК определяет такие понятия, как права, обязанности, свободы, что такое гражданин, когда возникают гражданские права, и обязанности, как и какими органами, осуществляется защита гражданских прав.

3. Семейный кодекс РФ- регулирует взаимоотношения между обществом и семьей, а так же регламентирует взаимоотношения внутри семьи между супругами, между родителями и детьми, т.е. между членами семьи.

При работе с ребенком необходимо учитывать следующие правовые моменты :

· Конституция РФ, статья 17 часть 1 «В РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей конституцией.» часть 2: Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения». Статья 20 часть 1 «Каждый имеет право на жизнь», статья 21часть 1,2 «Достоинство личности охраняется государством», статья 23» каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну».

· Семейный кодекс РФ ст. 54 «Право ребенка жить и воспитываться в семье», ст.55 «Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками», ст.56 «Право ребенка на защиту», ст. 57 «право ребенка выражать свое мнение», ст. 60 «Имущественные право ребенка», ст. 63 «Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей», ст. 64 «Права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей», ст. 65 «Осуществление родительских прав» и ряд других статей.

 

Часть 2. Основные физические и нервно-психические показатели развития детей различного возраста

Развитие ребенка происходит в 2 этапа и проходит 6 основных периодов

1 этап – внутриутробное развитие, состоит из 2-х фаз:

* фаза эмбрионального развития (до 2-3-х мес.),

*фаза плацентарного развития (от 3мес. до рождения)

2 этап – внеутробное развитие, проходит следующие периоды:

* период новорожденности (от момента рождения до 3-4 недель жизни), он в свою очередь подразделяется на ранний перинатальный период ( от рождения до 7 дней жизни) и поздний перинатальный период ( от 7 до 28 дней).

* период грудного возраста (с3-4 недель жизни до 12 мес.),

* преддошкольный (старший ясельный) период : от 1 до 3 лет;

* дошкольный период: с3 до 6-7 лет;

* младший школьный период: с6-7 лет до 11-12 лет).

*старший школьный (подростковый период ) с 12до 17 лет.

Фаза эмбрионального развития .

Длиться от момента образования зиготы до 8 недель беременности. В этой фазе:

· формируются внешние части тела и некоторые внутренние органы,

· после 4-й недели начинается сокращение сердца,

· к концу 2-го лунного месяца эмбрион приобретает человеческий вид (четко начинают различаться головка, туловище, конечности, на голове определяются глаза, нос, уши, рот, на конечностях появляются пальцы).

В эту фазу особенно опасно для плода действие различных вредных факторов, как внешних так и внутренних: механические воздействия на плод, действие температур, ионизирующих излучений), химических факторов ( гиповитаминозы, дефицит различных микроэлементов, гипоксия, действие токсических веществ ( лекарственные препараты, никотин, наркотические препараты, и др.), действие биологических факторов: вирусы, простейшие, бактерии. Воздействие всех этих факторов на плод через организм матери может привести к развитию тяжелых пороков, уродств, порой несовместимых с жизнью. В этот период профилактика эмбртопатии – важнейшая задача семейной сестры.

Фаза плацентарного развития.

Начинается с 3-го месяца беременности и соответствует фетальному периоду развития. Для этого периода характерны:

· устанавливается обособленное от матери кровообращение плода;

· быстро увеличивается длина и масса плода; на 3-м лунном месяце рост плода при нормальном развитии составляет 9 см.

· до 5-ти месячного возраста рост плода (в см. равен квадрату числа месяцев внутриутробного развития. С 6-го лунного месяца: числу месяцев беременности * на 5;

· масса плода начинает активно увеличиваться начиная с 5-го месяца беременности и к концу беременности в норме достигает 3200-3500 гр.;

· на 4-м лунном месяце плод начинает активно двигаться, появляются четко выраженные признаки пола будущего ребенка;

· на 5-м месяце начинают функционировать сальные железы, появляется подкожно-жировая клетчатка;

Развитие плода во многом зависит от состояния плаценты, т.к.через плаценту он получает кислород и необходимые ему питательные вещества, а так же избавляется от продуктов жизнедеятельности. При повреждениях, аномалиях развития плацента становиться проницаемой для вредных агентов ( микробов, вирусов, лекарственных веществ, которые могут привести к заболеваниям плода, нарушить его развитие, привести к преждевременным родам или непроизвольному аборту. Нарушение кровообращения плаценты может привести к асфиксии плода и даже внутриутробной смерти плода.

Поэтому семейная сестра должна постоянную работу с беременной женщиной. Кроме контроля за состоянием здоровья женщины, с/с должна уделять большое внимание вопросам гигиены, объяснять важную роль регулярных посещений женской консультации, постоянному наблюдению за состоянием здоровья.

Период новорожденности или неонатальный период.

Средние параметры новорожденного ребенка:

Масса тела 3300 для девочек, 3500 для мальчиков, длина 52-53 см., окр. головы – 35 см., окр. грудной клетки 34 см., ребенок громко кричит, активно двигается, выражен мышечный тонус 9 особенно мышц-сгибателей), определяются физиологически рефлексы (сосание, глотание, выделение и др)

Ранний неонатальный период: (первые 7 дней жизни): для него характерны :

· процесс адаптации;

· начинают функционировать органы дыхания;

· полностью включается в процесс кровообращения малый круг;

· происходят большие изменения в обмене веществ: в первые часы после рождения у ребенка отмечается декомпенсированный метаболический ацидоз, PH капиллярной крови составляет 7,28, но уже через 6 часов PH становиться 7,36-7,38, нормализуется и парциальное давление углекислого газа, достигая 4,27-4,30 кПа. Но нормальный газообмен полностью устанавливается только к 4-5 дню жизни;

· происходят значительные сдвиги в водно-солевом обмене: для новорожденных характерна гипергидратация и гидролабильноть. Объем внеклеточной по отношению ко всей жидкости в организме новорожденного в 2 раза выше, чем у взрослых, вода составляет 75 % массы тела новорожденного. В первые дни много жидкости теряется через кожу, поскольку расширяются перифирические сосуды, повышено выделение воды через легкие. Поэтому новорожденные должны получать воды в 2-3 раза больше, чем дети старшего возраста.

· Вследствие отхождения мекония, потери большого количества жидкости, а так же в связи с недостаточным количеством получаемой пищи в первые дни жизни наблюдается физиологическая потеря массы тела на 6-9 %;

· Температура тела неустойчивая и в первые дни может понижаться на 1-1,5 градуса, у некоторых детей на 3-4 день отмечается транзиторная лихорадка, при которой температура в течение нескольких дней держится на уровне 38-40 гр.;

· В первые дни после рождения кровеносные сосуды расширены, и кожа выглядит гиперимированной, примерно у половины детей наблюдается физиологическая желтуха, связанная с физиологическим распадом эритроцитов;

· Новорожденный почти непрерывно спит, так как в ЦНС у него преобладают процессы торможения;

Поздний неонатальный период: идет дальнейший процесс адаптации ребенка. Ребенок прибавляет в массе тела, в период бодрствования начинают вырабатываться условные рефлексы: в начале на вестибулярные анализаторы, затем на зрительный, слуховой, тактильный. На 3-4 неделе многие дети отвечают на обращение к ним улыбкой.

Новорожденные очень чувствительны к гноеродной стафилококковой и стрептококковой инфекции, к условно-патогенным кишечной палочке и сальмонеллам и почти невосприимчивы ко многим детским инфекциям: кори, краснухе. Это объясняется действием пассивного иммунитета.

Период грудного возраста. ( со 2-го месяца до 1-го года жизни).

Наиболее характерная особенность этого периода- значительное усиление обменных процессов при выраженной функциональной незрелости различных органов и систем, прежде всего органов пищеварения, дыхания и нервной систем. Погрешности в питании могут привести к возникновению острых расстройств пищеварения, диспепсиям. Нарушение режима сна и бодорствания, отсутствие планомерности закаливания приводят к возникновению воспалительных процессов верхних дыхательных путей, часто осложняющихся пневмониями.

Большая напряженность обменных процессов становиться фоном, на котором при недостаточном, одностороннем, избыточном питании легко развиваются гипо- и пара- трофии, алиментарная анемия, рахит, спазмофилия и пр.

Семейная сестра при посещении ребенка должна объяснить матери, нормальное физическое и психомоторное развитие ребенка, надлежащая сопротивляемость организма инфекциям возможны только при правильном питании, адекватном возрасту, режиме, уходе, закаливании. Для защиты от инфекции особенно важны естественное вскармливание в течении первого гола жизни, гигиенический уход, а так же своевременное проведение специфической профилактики с помощью вакцин.

Преддошкольный период: для него характерны :

· несколько замедляется рост,

· быстро созревает центральная и периферическая нервная система,

· расширяются условно-рефлекторные связи,

· дети активно вступают в контакт с окружающим миром, они становятся очень подвижны, любознательны, у них совершенствуется речь, вырабатываются психические реакции, адекватные обстановке,

· высокой степени развития достигают эмоции, ребенок способен ярко выражать радость, страх, обиду, застенчивость,

· характерны большая эмоциональная лабильность, быстрые переходы из одного эмоционального состояния в другое,

· четко выявляются индивидуальные черты характера,

· быстро развивается двигательная активность, однако контроль за адекватностью движений у них низкий, что часто ведет к травмам,

· мышечная система значительно укрепляется, нарастаем масса крупных мышц,

· быстро развивается лимфоидная ткань лимфоузлов, миндалин, аденоидов,

· к концу 2-го гола прорезываются все молочные зубы,

· системы пищеварения и дыхания у детей до 3-х лет еще не заканчивают своего развития, поэтому необходимы ограничения в питании, комплекс мероприятий по профилактике простудных заболеваний. В связи с тем, что относительная изоляция ребенка в этом возрасте снижается, а а приобретенный иммунитет еще недостаточно сильный, наиболее частой патологией в этом возрасте являются детские инфекции. Поэтому семейной сестре очень важно проводить разъяснительную работу с родителями по поводу важности проведения активной и пассивной иммунизации, ограждения здоровых детей от заболевших, своевременная изоляция заболевших детей.

Дошкольный период ( от 3 до 7 лет). Для него характерны :

· интенсивность роста продолжает замедляться,

· мышечная система укрепляется, масса более крупных мышц нарастает,

· замедляется нарастание общей массы тела, но происходит первое физиологические вытяжение, заметно увеличивается длина конечностей,

· продолжается развитие скелета,

· дети становятся особенно подвижны, много бегают,

однако увеличение физической нагрузки при относительной слабости скелета могут привести к нарушению осанки,

· отсутствие должных навыков при повышенной подвижности часто приводит к травмам,

· начинается смена молочных зубов,

· дети этого возраста часто болеют ОРВИ, что связано с относительно низким иммунитетом и возрастающими контактами. Особенно это заметносреди детей, посещающих детские дошкольные учреждения, в которых приходиться выделять группы длительно болеющих детей. Эти группы требуют большого внимания и помощи , а так же в укреплении иммунитета и закаливании,

На данном этапе развития ребенка семейная сестра должна работать в следующих направлениях :

1) профилактика травматизма и нарушение осанки ребенка ( правильная организация игр, специальная гимнастика для правильной осанки),

2) разработать комплекс мероприятий по закаливанию ребенка данной возрастной группы,

3) работа по сан. просвещению родителей ( своевремменость иммунизации ребенка, закаливание).

Младший школьный возраст ( с 7 до 11 лет). Для этого периода характерны :

· структурная дифференцировка тканей завершена,

· увеличивается масса внутренних органов , а так же масса всего тела,

· начинается четкий половой деморфизм физического развития,

· мальчики все больше отличаются от девочек по типу роста, и по формированию телосложения,

· развиваются такие двигательные качества, как быстрота, ловкость, сила, выносливость,

· к 12-ти годам заканчивается формирование перифирического иннервационного аппарата,

· у детей улучшается память, повышается интеллект, вырабатываются волевые качества,

· чаще всего именно в этом возрасте выявляются недостатки физического развития, астения,

· занятия в школе ограничивают движения, часто туловище ребенка длительно фиксируется в неправильном положении, что ведет к нарушению осанки и зрения,

· в этом возрасте так же часты инфекционные заболевания, характерны очаговые инфекции ( тонзилитты, кариес),

· значительно возрастает сенсибилизация организма, из-за этого развиваются аллергии,

· большой удельный вес занимает травматизм.

 

Часть 3 . Основы воспитания детей.

Главным движущим фактором воспитания ребенка в семье должна быть, прежде всего, любовь матери по отношению к нему. В первые годы своей жизни, ребенок очень беспомощен, и главным человеком в его жизни становиться мать, которая помогает ему выживать в его беспомощном положении. Есть основания полагать, что ребенок, которого мать не ласкает, а просто позволяет ему вволю сосать, развивается медленнее и более пуглив, чем дети, которых ласкают матери во время кормления грудью. Более того, изучение развития сотен детей привело к выводу, что если ребенка по настоящему любят, это способствует развитию его мозга. Во всяком случае, мать, привязанная к своему ребенку, справляется со своим делом гораздо лучше, чем равнодушная мать. Если мать не ласкает ребенка, не прижимает его к себе проявляя любовь, ребенок может даже погибнуть от функционального расстройства и при обильном питании и при безупречном гигиеническом содержании ( исследования Эрика Берна, 1992 г.). Ребенок с первых дней рождения начинает понимать что все его благополучие (тепло, пища, любовь) зависит от матери. Если ребенок не уверен в материнской любви, он становиться пугливым и беспокойным. Запуганный ребенок – это несчастный и трудный ребенок, холодный и неотзывчивый. Когда он видит возможность отомстить за какой-нибудь испуг, он ею может воспользоваться. Он не способен мыслить достаточно ясно, что бы понять, что такое поведение может принести ему больше вреда, чем пользы.

Одно из самых важных среди условий для развития ребенка -это то, что бы человек, играющий значительную роль в жизни ребенка верил в его возможности. Наличие такой веры дает различие между воспитанием и манипуляцией. Воспитание тождественно помощи ребенку в реализации его возможностей. Манипуляция противоположна воспитанию, она основана на отсутствии веры в развитие возможностей и на убеждении, что ребенок будет хорошим, только если взрослые вложат в него то, что желательно.

Какие советы может дать родителям семейная сестра?

1) Доверяйте себе: не бойтесь доверять собственному здравому смыслу в воспитании детей. Хорошие любящие родители интуитивно выбирают самые правильные решения. Уверенность в своих силах – залог успеха.

2) У родителей свои нужды. Вырастить ребенка – долгий и тяжелый труд. У родителей так же есть свои человеческие потребности.

3) дети бывают «легкими» и «трудными». Родители должны приспособиться к своему ребенку и делать для него все, что от них зависит.

4) Вас ожидает тяжелая работа и отказ от многих удовольствий. Забота о детях, наблюдении ха их развитием- большое удовольствие. Дети – наше создание, залог нашего бессмертия. Их любили родители, поэтому они любят своих детей.

5) Не нужно слишком много жертв. Не впадать в крайности. Выполнять родительские обязанности и не отказываться от удовольствий, которые не повредят ребенку.

6) Родители вправе ожидать благодарности от своих детей – отзывчивости, любви, уважения, унаследования детьми их жизненных принципов, идеалов, установок.

7) Родители не могут по-настоящему любить своих детей, если они не могут заставить их себя вести как следует.

8) Родители должны иногда сердиться. Ребенок не обидеться на справедливое наказание. Если ребенок ведет себя плохо, нужно твердо остановить его в самом начале, иначе он будет провоцировать вас.

9) Лучше честно признаться, что вы рассердились – человеческое терпение не безгранично. Подавлять свое раздражение –значит вызывать внутренне напряжение у себя, ведущее к усталости, головной боли и антагонизму к детям, что вызывает у детей антагонизм к родителям, который внешне проявляется в страхе отпустить от себя родителя( ребенок отказывается идти в детский сад, школу, и т.п) . Нужно объяснить ребенку свое возмущение прямо, открыто, доступно.

10) Если ваш ребенок вызывает у вас часто раздражение – ваша нервная система перенапряжена.Обратитесь к семейному врачу, сестре, или психотерапевту.

11) Контролируйте поведение ребенка, решительно предупреждайте его нехорошие поступки. Твердость – необходимая составная часть родительской любви. Ребенок будет любить вас еще больше.

Часть 4 Основные принципы питания детей различных возрастных категорий.

Питание ребенка 1 год жизни.

Правильное в количественном и качественном соотношении питание для ребенка- важнейший фактор роста и развития, адаптации к меняющимся условиям внешней среды, высокой иммунологической резистентности.

Лучшей наиболее физиологичной пищей для ребенка 1 года жизни является грудное молоко. Грудное вскармливание способствует гармоничному росту и развитию ребенка, повышает сопротивляемость его к инфекциям, создает резервы, необходимые в стрессовых ситуациях. Только женское молоко обеспечивает ребенку поступление незаменимых веществ. Молоко необходимым образом сбалансировано по БЖУ, содержит необходимые витамины, минералы, глобулины. До 5 месяцев молоко может обеспечить ребенку полноценное развитие. Потом рекомендуется вводить прикорм.

Искусственное вскармливание:показано в тех случаях, когда у матери отсутствует молоко или состояние ее здоровья не позволяет кормить грудью ребенка. Ребенок полностью переводиться на питание молоком животных. В настоящее время для искусственного вскармливания существует много адаптированных смесей : «малютка», «Малыш», «Детолакт», «Виталакт», «Пилти», «Алеся-1». И др.