Лекция 13

Функциональная стратегия формирования речевых грамматических навыков (Е.И. Пассов).

5.1.При функциональной стратегии формирования речевых грамматических навыков наиболее адекватным приемом презентации нового грамматического материала признается рассказ учителя; знания сообщаются учащимся в виде правил-инструкций по мере выполнения упражнений в процессе автоматизации (квантование знаний).

 

5.2. Предполагается, что процесс автоматизации должен пройти 6 последовательных стадий, выделенных по критерию действия обучаемого с усваиваемым грамматическим материалом:

 

1. Восприятие грамматической модели в процессе функционирования в говорении, т.е. в речевых отрезках, предъявляющих сначала функцию, потом форму и значение усваиваемого грамматического явления. Здесь имеет место: вычленение модели из потока речи на основе сравнения и обобщений по аналогии; первичное осознание функциональной стороны модели; создание слухового образа модели.

2. Имитация – имитативное использование модели в говорении. Закладываются основы связи слухового и речедвигательного образов; укрепляется осознание функциональной стороны модели; развиваются действия по аналогии и воспроизведению; запоминается формальная сторона модели.

3. Подстановка – частичная замена какого-либо элемента усваиваемого явления. Начинает формироваться операция оформления; осознается обобщенность модели; увеличивается способность к репродукции на основе аналогии; укрепляется связь слуховых и речедвигательных образов.

4. Трансформация – изменение воспринятой формы на ту, которая усваивается. Все указанные процессы (стадии 1-3) поднимаются на более высокий уровень: укрепляется операция оформления; зарождается операция самостоятельного вызова/выбора модели.

5. Собственно репродукция – изолированное, но самостоятельное (без опор) и направляемое употребление усвоенной модели для выражения какой-либо речевой задачи. Здесь завершается становление ассоциации между формальной и функциональной сторонами грамматического явления; завершается формирование операции вызова/выбора модели.

6. Комбинирование – сталкивание усваиваемого явления с теми, с которыми оно интерферирует или часто употребляется в речи. Начинает формироваться сверхфразовое упреждение; совершенствуются все названные ранее процессы, особенно устойчивость связи, за счет переключения внимания с усваиваемой модели на другую при их совмещении в высказывании (см. подробнее [3, с. 34-48; 4, с. 23-39]).

 

Стадия «репродукции» частично, а стадия «комбинирования» полностью относятся к переходному этапу от навыка к умению (т.е. этапу совершенствования навыковА.П.).

 


Литература

 

1. Бабинская, П.К. Практический курс методики преподавания иностранных языков: английский, немецкий, французский: учеб. пособие / П.К. Бабинская [и др.]. – Мн.: ТетраСистемс, 2006. – 288 с. (см. файл «Бабинская П.К. и др. Практический курс МПИЯ, 2006»)

2. Гез, Н.И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Н.И. Гез [и др.]. – М., 1982. – С. 176-182. (см. файл «Гез Н.И. и др. Методика обучения ИЯ в средней школе, недораб»)

3. Пассов, Е.И. Типы и виды уроков иностранного языка / сост.: И.В. Пинюта. – Барановичи: БГВПК, 1996. – 144 с. (см. файл «Пассов Е.И. Типы и виды уроков ИЯ»)

4. Формирование грамматических навыков: учебное пособие / под ред. Е.И. Пассова, Е.С. Кузнецовой. – Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2002. – 40 с. (см. файл «Пассов Е.И. Формирование грам. навыков»)