Основными причинами разработки и внедрения новой системы бюджетного учета были следующие.

Вопрос 2. Счетный план бюджетных организаций, порядок бухгалтерского учета и формы отчетности в них

- недостатком существующей системы можно считать отсутствие интеграции с бюджетной классификацией РФ. Указанная проблема выражается в невозможности использования учетных регистров при анализе состояния активов и обязательств бюджетной системы РФ, а также соотносить их с операциями, осуществляемыми при исполнении бюджета. Таким образом, значительно усложняется использование отчетных данных при составлении проектов бюджетов.

- бухгалтерский учет единиц бюджетной системы РФ в зависимости от возложенных на них функций в ходе исполнения бюджета делится на две области ведения учета: учет по операциям кассового обслуживания бюджета и учет по операциям исполнения бюджета бюджетным учреждением, которое в отличие от органов, организующих исполнение бюджетов, в рамках реализации Бюджетного послания Президента РФ "О бюджетной политике на 2003 год" должно вести учет финансово-хозяйственных операций по методу начисления. Для формирования качественной прозрачной отчетности о государственных операциях должна существовать единая система ведения бухгалтерского учета для всех единиц бюджетной системы РФ, позволяющая консолидировать учетную информацию по правилам бухгалтерского учета.

- третьей причиной реформирования системы бюджетного учета является необходимость формирования отчетности на основании Международных стандартов, что дает возможность формировать всеобъемлющую и полную информацию о секторе государственного управления, причем на качественно новой основе. Для внутренних пользователей формирование полной и всеобъемлющей информации об операциях сектора государственного управления может стать предметом серьезного анализа, являющегося основой для планирования и разработки налогово-бюджетной политики, а также для оценки влияния деятельности сектора государственного управления на экономику страны в целом и на отдельные ее сектора. Кроме того, такая информация будет способствовать информированности общества в проводимой экономической политике и укреплению доверия к деятельности правительства. Однако при существующей системе учета исполнения бюджетов, разделенной на два обособленных сегмента, опосредованно связанной с бюджетной классификацией и не в полной мере соответствующей Международным стандартам учета, сформированная на ее основе бухгалтерская отчетность не дает целостной картины состояния государственных финансов в стране и непонятна иностранным партнерам.

- и, наконец, такой важный участок финансово-хозяйственной деятельности, как санкционирование бюджетных расходов, вообще не отражался в бухгалтерском учете участников бюджетного процесса. Учет таких операций осуществлялся вне рамок бухгалтерского учета: по Ведомости учета ассигнований (лимитов бюджетных обязательств) и объемов финансирования расходов у главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств (ф. N 301) и у получателя бюджетных средств (ф. N 294). В результате нарушался один из основных принципов бюджетного законодательства РФ - принцип санкционирования всех расходов бюджетных учреждений, что существенно снижало уровень контроля со стороны распорядителей бюджетных средств за их целевым использованием.

Для решения новых задач была разработана Концепция реформирования бюджетного процесса РФ в 2004-2006 гг., одобренная Постановлением Правительства РФ от 22.05.2004, N 249. Этим документом предусмотрено реформирование бюджетной классификации Российской Федерации и ее приближение к требованиям международных стандартов, введение интегрированного с бюджетной классификацией единого плана счетов бюджетного учета и другие изменения.

В соответствии с концепцией были разработаны и приняты новые основополагающие нормативные документы по бюджетному учету:

· "Инструкция по бюджетному учету", утвержденная приказом Минфина России N 70н от 26.08.2004;

· "Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации при составлении и исполнении бюджетов всех уровней, начиная с бюджетов на 2005 год", утвержденные Приказом Минфина России N 72н от 27.08.2004;

· Внесены соответствующие изменения в Бюджетный кодекс РФ (Федеральный закон РФ N 120-ФЗ от 20.08.2004);

В соответствии с пунктом 3 Приказа Минфина РФ N 70н от 26.08.2004 переход к применению новой инструкции по учету необходимо осуществить до 1 октября 2005 года по мере организационно-технической готовности бюджетных учреждений.

Внесенные изменения являются столь значительными и многообразными, что, по мнению экспертов, изучавших новые правила, ведение бюджетного учета без компьютеров станет практически невозможным.