Факторы формирования личности художника

Необходимые предпосылки становления гения по Н.В.Гончаренко:

1) врожденная одаренность; 2) собственные усилия;

3) ближайшее окружение; 4) ситуация в обществе в целом.

Эти факторы практически не отличаются от условий, необходимых для становления любой творческой деятельности; Однако, самой «неблагоприятной ситуацией для развития гения является не борьба, не трудности, не опека, а полное равнодушие и безразличие, на которые невозможно ни опереться, ни бороться против них. Это относится как к ближайшему окружению, так и к более широким общностям (научному сообществу или обществу в целом)».

Что необходимо развивать у одаренных детей:

Ø интеллектуальные способности, дивергентное мышление, познавательные способности;

Ø творческие способности: оригинальность мышления, богатое воображение, фантазия, развитая интуиция, готовность к риску;

Ø самостоятельность в принятии решений, развитое самосознание;

Ø реалистическую Я-концепцию, эмпатическое отношение к людям, терпимое отношение к критике;

Ø чувство юмора, соревновательность, уверенность в своих силах и способностях, внутренняя мотивация.

Специальными условиями развития должны быть: благоприятная, доброжелательная атмосфера, отказ от оценок и критики, поощрение высказывания оригинальных идей, обеспечение возможностей для упражнения и практики, предоставление детям возможности активно задавать вопросы, личный пример взрослых, создание микроклимата саморазвития и самовыражения на основе сотрудничества и эмпатии и др.

Среди социальных факторов особое внимание уделялось социальному статусу семьи, материальному уровню жизни, образованию и вероисповеданию родителей, количеству и составу детей в семье и т.п. Результаты таких исследований отражают лишь среднестатистические тенденции.

Некоторые характеристики родительского стиля поведения в целом и отношений с детьми положительно влияют на развитие у ребенка творческого потенциала. К ним можно отнести:

Ø неконформность (т.е. наличие собственного мнения и умение его отстаивать);

Ø отсутствие повышенной тревожности и необосно­ванных страхов;

Ø независимость, вера в свои силы, основанная на их реалистической оценке;

Ø поощрение в ребенке самостоятельности и инициативы;

Ø демократический стиль воспитания, уважение к личности ребенка;

Ø ровный, но не слишком теплый фон эмоциональных отношений в семье.

Хотя среда «не создает, а про­являет талант», ей отводится 95% влияния на формиро­вание разных вариаций креативности и только 5% –наследственным детерминантам. Требования социальной среды, ближайшего окружения, традиции и установки в обучении могут стимулировать или подавлять творческие способности людей, не обладающих высоким креативным потенциалом.