Федеральная законодательная власть.

В соответствии с Конституцией РФ Федеральное Собрание является парламентом РФ.

Во-первых, ФС РФ является представительным органом государствен­ной власти РФ1. Представительный характер этого органа выражается прежде всего в том, что он формируется (избирается) российским народом (избирателями).

Во-вторых, ФС является парламентом страны потому, что именно этот орган (и только он) наделен правом осуществлять законодательную власть на федеральном уровне, то есть принимать федеральные законы.

В-третьих, российский парламент обладает такой типичной для парла­ментов демократических стран функцией как бюджетно-контрольная. ФС РФ принимает (утверждает) федеральный бюджет и осуществляет парла­ментский контроль за его исполнением.

В-четвертых, ФС является постоянно действующим органом. Депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации осуществляют свою деятельность на постоянной и профессиональной основе. Профессиональ­ная работа парламентариев - важный признак законодательного органа.

И, наконец, признаком, характеризующим ФС как парламент, является его внутренняя структура, то есть наличие двух палат с разным их право­вым статусом, разветвленной системой постоянных и временных комите­тов, подкомитетов, комиссий и других рабочих органов палат ФС. Именно подобное структурирование характерно для учреждений, именуемых пар­ламентом.

В соответствии с Конституцией РФ Федеральное Собрание РФ состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы (ГД).

Компетенция Совета Федерации.

Первая группа полномочий СФ касается его участия в принятии феде­ральных и федеральных конституционных законов: право законодатель­ной инициативы; решение вопроса об одобрении или неодобрении приня­тых Государственной Думой федеральных законов; решение вопроса об одобрении или неодобрении федеральных конституционных законов.

Вторую группу образуют полномочия СФ, касающиеся вопросов внут­ренней и внешней безопасности РФ, утверждение или не утверждение ука­зов Президента РФ о введении на территории РФ военного или чрезвы­чайного положения; решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ.

Третья группа полномочий СФ касается вопросов кадровой политики федерального уровня: назначает выборы Президента РФ; принимает ре­шение об отрешении или отклоняет требование об отрешении Президента РФ от должности; назначает на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ; назначает на должность и освобождает от должности Генерального прокурора РФ; на­значает на должность и освобождает от должности заместителя Председа­теля Счетной палаты РФ и половину состава ее аудиторов, и, наконец, СФ утверждает изменения границ между субъектами РФ.

Компетенция ГД.

Все конституционные полномочия ГД можно разделить на две основные группы.

Первую группу составляют полномочия в сфере законотворческого процесса: внесение законопроектов производится только в ГД, депутаты ГД обладают правом законодательной инициативы, федеральные законы принимаются только ГД; федеральный конституционный закон считается принятым только после одобрения его 2/3 голосов депутатов ГД.

Вторую группу составляют все остальные полномочия Г Д связанные с осуществлением ею функций федерального представительного органа го­сударственной власти. Это: дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ; решение вопроса о недоверии Прави­тельству РФ; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ; назначение на должность и осво­бождение от должности Председателя Счетной палаты РФ и половины ее аудиторов; назначение на должность и освобождение от должности Упол­номоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом; объявление амнистии; выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

Акты палат ФС РФ. Государственная Дума и Совет Федерации по вопросам, отнесенным к их веде­нию Конституцией РФ, принимают такой вид юридического акта как по­становление. По­становление палат носит подзаконный характер.