Упаковка и маркировка товара
В п. 1 ст. 481 ГК установлено общее правило об обязанности продавца затарить или упаковать товар.
В настоящее время в части, не противоречащей ГК, возможно применение Положения о порядке обращения многооборотных средств пакетирования в народном хозяйстве, утвержденного Постановлением Госснаба СССР и Госарбитража СССР от 14 февраля 1980 г. (БНА СССР, 1980, № 8).
К упаковке предъявляются следующие требования:
● наличие материальной основы;
● обеспечение сохранности груза при выбранном способе транспортировки. Вопросы сохранности самой упаковки необходимо оговаривать в договоре, иначе в случае ее повреждения возникает спорная ситуация о качестве товара, ведь очевидно, что его покупательная способность падает. Поэтому в договоре необходимо оговорить, что повреждение упаковки товара означает нарушение его качества со всеми вытекающими последствиями, связанными со снижением качества;
● обеспечение удобства для перемещения товара.
Маркировка товара – отметка на товаре, позволяющая идентифицировать товар, а также содержащая сведения, необходимые пользователю.
Наличие маркировки на товаре – обязательное условие осуществления поставки товара.
При маркировке товара указываются:
• наименование товара;
• назначение товара;
• порядок использования;
• меры предосторожности при использовании;
• количество;
• качество;
• состав;
• дата изготовления.
Носителями маркировки являются:
• этикетка;
• паспорт изделия, прилагаемый к нему;
• бумажный носитель, который приклеивается на товар;
• иные носители.
В настоящее время в России (последние 15 лет) получила широкое распространение маркировка с помощью штрих-кода. Особенность маркировки штрих-кодом в том, что:
● выполнена графически;
● наносится типографским способом или приклеиваемой этикеткой;
● представляет собой сочетание 13 черных и белых штрихов различной толщины;
● штрих-кодовая маркировка предназначена для машинного считывания.
Линии штрих-кода состоят из четырех групп:
● первая группа несет в себе зашифрованную информацию о стране изготовителе;
● вторая группа – о предприятии-изготовителе;
● пять штрихов третьей линии несут в себе информацию о самом товаре;
● четвертая линия – контрольное число алгоритма (ключ к шифру).
В соответствии с законодательством Европейского союза товары без штриховой маркировки не допускаются к продаже. Штриховые коды присваивает товарам Внешнеэкономическая ассоциация автоматической идентификации – ЮНИСКАН.