Доминирующее положение хозяйствующего субъекта. Злоупотребление хозяйствующего субъекта своим доминирующим положением

Рост определенных компаний неизбежно приводит к тому, что они начинают доминировать на рынке.

Доминирующее положение – это исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему (им) возможность:

оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке;

затруднять доступ на этот рынок другим хозяйствующим субъектам;

устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов.

 

Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации) доля которого на рынке определенного товара:

превышает 50%, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;

● составляет менее чем 50 %, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из:

• неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке;

• относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам;

• возможность доступа на этот товарный рынок иных конкурентов;

• иных критериев, характеризующих товарный рынок.

 

Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта (кроме финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара не превышает 35%.

 

Представление доказательств, подтверждающих долю хозяйствующего субъекта на рынке, является обязанностью антимонопольного органа. Поскольку антимонопольный орган устанавливает факт доминирующего положения, то ему следует определить вид рынка, состав участвующих в нем продавцов и покупателей, исследовать структуру рынка и его открытость для межрегиональной и международной торговли. Кроме того, исследуется возможность поставки аналогичных товаров из других регионов.

Итак, для каждого хозяйствующего субъекта и его товара определяется свой товарный рынок, в границах которого устанавливается доминирующее положение хозяйствующего субъекта.

 

Злоупотребление хозяйствующего субъекта своим доминирующим положением может проявляться в виде:

● изъятия товаров из обращения, целью и результатом которого является создание или поддержание дефицита на рынке либо повышение цен;

● навязывания контрагенту условий договора, не выгодных для него или не относящихся к предмету договора, включение в договор дискриминирующих условий;

● создания препятствий доступу на рынок других хозяйствующих субъектов;

● сокращения или прекращения производства товаров, на которые имеется спрос, или заказы потребителей, при наличии безубыточной возможности их производства;

● нарушения установленного нормативными актами порядка ценообразования, установления монопольно высоких или монопольно низких цен.