Доминирующее положение хозяйствующего субъекта. Злоупотребление хозяйствующего субъекта своим доминирующим положением
Рост определенных компаний неизбежно приводит к тому, что они начинают доминировать на рынке.
Доминирующее положение – это исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему (им) возможность:
● оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке;
● затруднять доступ на этот рынок другим хозяйствующим субъектам;
● устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов.
Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации) доля которого на рынке определенного товара:
● превышает 50%, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;
● составляет менее чем 50 %, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из:
• неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке;
• относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам;
• возможность доступа на этот товарный рынок иных конкурентов;
• иных критериев, характеризующих товарный рынок.
Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта (кроме финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара не превышает 35%.
Представление доказательств, подтверждающих долю хозяйствующего субъекта на рынке, является обязанностью антимонопольного органа. Поскольку антимонопольный орган устанавливает факт доминирующего положения, то ему следует определить вид рынка, состав участвующих в нем продавцов и покупателей, исследовать структуру рынка и его открытость для межрегиональной и международной торговли. Кроме того, исследуется возможность поставки аналогичных товаров из других регионов.
Итак, для каждого хозяйствующего субъекта и его товара определяется свой товарный рынок, в границах которого устанавливается доминирующее положение хозяйствующего субъекта.
Злоупотребление хозяйствующего субъекта своим доминирующим положением может проявляться в виде:
● изъятия товаров из обращения, целью и результатом которого является создание или поддержание дефицита на рынке либо повышение цен;
● навязывания контрагенту условий договора, не выгодных для него или не относящихся к предмету договора, включение в договор дискриминирующих условий;
● создания препятствий доступу на рынок других хозяйствующих субъектов;
● сокращения или прекращения производства товаров, на которые имеется спрос, или заказы потребителей, при наличии безубыточной возможности их производства;
● нарушения установленного нормативными актами порядка ценообразования, установления монопольно высоких или монопольно низких цен.