Условия уравновешенности ротора
Деталь, вращающаяся в опорах, называется ротором. В связи с появлением быстроходных машин возникла проблема уравновешивания быстровращающихся деталей. Так, например, скорость некоторых турбин, валов гироскопов, суперцентрифуг достигает 3-50 тысяч об/мин и малейшее смещение центра масс с геометрической оси вращения вызывает появление больших сил инерции, т.е. вибрационных явлений в машине и фундаменте.
При вращении какой-либо i-й массы m на нее действует сила инерции, которую можно разложить на нормальную и тангенциальную составляющие (рис. 6.1).
Величины этих сил можно вычислить по формулам
(1)
Рис. 6.1. Схема ротора
Спроектируем эти силы на оси х, у, z и определим моменты этих сил относительно осей:
(2)
Подставив (1) в (2) и просуммировав, получим (учитывая, что ,)
(3)
Последнее уравнение в (3) можно исключить, так как момент не создает дополнительной реакции в опорах ротора.
Силы и , моменты и равны нулю в том случае, если координаты x и y массы m расположены на оси вращения z (т.е. центр масс ротора неподвижен):
(4)
Это есть условие статической уравновешенности ротора.
Моменты и равны нулю, если центробежные моменты инерции ротора равны нулю:
(5)
Это есть условие динамической уравновешенности ротора.
Такое уравновешивание применяется для плоских деталей, длина которых мала по сравнению с диаметром.
Выводы: ротор статически уравновешен, если его центр тяжести расположен на оси вращения; ротор динамически уравновешен, если его ось вращения является главной центральной осью инерции.
Уравновешенность ротора можно охарактеризовать и силовыми параметрами. Он статически уравновешен, если главный вектор сил индукции . Ротор динамически уравновешен, если главный вектор моментов сил инерции .
При проектировании роторов используют условия (4) и (5). При проверке уравновешенности изготовленных роторов используют условия и . Устранение остаточной неуравновешенности уже изготовленного ротора, возникшей по причинам неточности изготовления, монтажа, из-за неоднородности материала, из которого изготовлен ротор, называется балансировкой. Балансировка вращающихся масс осуществляется на специальных балансировочных станках, при этом исключается неуравновешенность, вызванная неточностью изготовления детали. Техника статической и динамической балансировки жестких роторов входит в содержание лабораторного практикума по дисциплине «Теория механизмов и машин».