Люборусы

Скептицизм западников

В царствование Екатерины к обработке русской истории приступали с различными точками зрения; эти точки зрения указывались различными взглядами на историческое значение России в Европе. Одни ставили своей задачей историческое изучение русского национального характера, "врожденных" (т. е. исторически сложившихся) свойств русского народа. Это направление имело в виду народно-воспитательные цели. Историография должна вскрыть запас таких "врожденных" сил народа, которые бы ободряли общество, поощряли к деятельности отечественные умы и таланты, не давая места унынию. Это направление усвоило себе полемические приемы потому, что оно должно было бороться со скептицизмом тогдашних западников, указывавших на отсталость России от Западной Европы. Самый этот скептицизм западников конца XVIII столетия мешал им быть историками, и они не оставили важных трудов в русской историографии. Причина этого понятна. Отечественная история занимала их очень мало: у России еще нет исторического прошедшего, а есть только будущее. Главное, на что должно быть обращено внимание мыслителей,-- это постепенное увеличение запаса надежд и средств к их осуществлению.

Противники этого скептицизма называли себя люборусами. Как сталкивались эти два направления, показывает одна полемика, разыгравшаяся в конце царствования Екатерины на страницах "Зрителя" (в 1792 г.). Известный автор комедий Плавильщиков выразил взгляд люборусов в статье "Нечто о врожденных свойствах душ российских", напечатанной без его имени в "Зрителе". Статья была вызвана одним разговором в обществе о том, что такое национальный характер. Некий француз выразился, между прочим, что подражательность есть врожденное свойство русских; он встретил сочувствие в молодых вертопрахах. Такой взгляд, говорит автор, есть плод русского воспитания: юноши знают Цезаря, Цицерона, но ничего не слышали о Рюрике, о Владимире. Автор раскрывает в русском обществе целый ряд свойств, которых нельзя найти у других народов: неустрашимая любовь к слову, скромность, мягкосердечие. Против такого патриотического самодовольства восстал некий из Орла и послал в "Зритель" письмо, в котором сведены взгляды тогдашних западников. Орловский публицист -- тоже патриот, но смотрит на вещи с другого конца. "Неужели нельзя хвалить отечество, не соплетая чудес в его славу?" -- спрашивает он. Прекрасное средство ободрить науки -- говорить, что нам нечему больше учиться. Плавильщиков не оставил этого письма без возражения. С большим жаром настаивал он на том, что усвоение западной науки не должно мешать самобытности русского духа. "Не оружие, а сердца, души российские славны".