Милиция в системе органов внутренних дел РФ

Одной из важнейших составных частей в системе органов внутренних дел является милиция. Правовую основу деятельности милиции составляют Конституция РФ, Закон РФ «О милиции» от 18 апреля 1991 г., Федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, международные договоры РФ, конституции, уставы, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, изданные в пределах их полномочий. В своей деятельности милиция руководствуется также законами и иными правовыми актами Союза ССР, действующими на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Милиция Российской Федерации – система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения в пределах, установленных Федеральным законом «О милиции» и другими Федеральными законами. Милиция входит в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Деятельность милиции строится в соответствии с принципами уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, гуманизма, гласности.

Милиция решает стоящие перед ней задачи, взаимодействуя с другими государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями, трудовыми коллективами и гражданами, а также муниципальными органами охраны общественного порядка, деятельность которых регулируется федеральным законом, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Задачами милиции являются:

– обеспечение безопасности личности;

– предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

– выявление и раскрытие преступлений;

– охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;

– защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;

– оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов в пределах, установленных Федеральным законом «О милиции».

Иные задачи на милицию могут быть возложены только указанным Федеральным законом.

Милиция в Российской Федерации подразделяется на криминальную милицию и милицию общественной безопасности.

В своей деятельности милиция подчиняется Министерству внутренних дел Российской Федерации, а милиция общественной безопасности – соответствующим органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Министр внутренних дел Российской Федерации осуществляет руководство милицией Российской Федерации.

Руководство милицией в субъектах Российской Федерации осуществляют министры внутренних дел, начальники управлений (главных управлений) внутренних дел, назначаемые на должность и освобождаемые от должности Президентом Российской Федерации по представлению министра внутренних дел Российской Федерации.

Руководство милицией в районах, городах и иных муниципальных образованиях осуществляют начальники отделов (управлений) внутренних дел, назначаемые на должность и освобождаемые от должности министрами внутренних дел, начальниками управлений (главных управлений) внутренних дел субъектов Российской Федерации по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления.

Руководство милицией на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах осуществляют начальники соответствующих органов внутренних дел, назначаемые на должность и освобождаемые от должности в порядке, определяемом министром внутренних дел Российской Федерации.

Основными задачами криминальной милиции являются выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия обязательно, организация и осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Криминальная милиция оказывает содействие милиции общественной безопасности в исполнении возложенных на неё обязанностей. Она является органом дознания.

Состав и численность криминальной милиции, порядок дознания, реорганизации и ликвидации её подразделений определяются Правительством Российской Федерации.

Начальники криминальной милиции субъектов Российской Федерации назначаются на должность и освобождаются от должности министром внутренних дел Российской Федерации и являются по должности заместителями соответствующих министров внутренних дел или начальников управлений (главных управлений) внутренних дел субъектов Российской Федерации.

Начальники криминальной милиции районов, городов и иных муниципальных образований назначаются на должность и освобождаются от должности министрами внутренних дел, начальниками управлений (главных управлений) внутренних дел субъектов Российской Федерации и являются по должности заместителями начальников соответствующих органов внутренних дел.

Начальники криминальной милиции на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, в закрытых административно-территориальных образованиях на особо важных и режимных объектах, а также начальники иных подразделений криминальной милиции назначаются на должность и освобождаются от должности в порядке, определяемом министром внутренних дел Российской Федерации.

Криминальная милиция финансируется за счет средств федерального бюджета.

В основные задачи милиции общественной безопасности входят: обеспечение безопасности личности, общественной безопасности, охрана собственности, общественного порядка, выявления, предупреждения и пресечения преступлений и административных правонарушений, раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия не обязательно, розыск отдельных категорий лиц, установление места нахождения которых отнесено к компетенции милиции общественной безопасности. Милиция общественной безопасности оказывает содействие криминальной милиции в исполнении возложенных на неё обязанностей. Она является органом дознания.

Состав милиции общественной безопасности, порядок создания, реорганизации и ликвидации её подразделений, а также численность милиции общественной безопасности, финансируемой за счет средств федерального бюджета, определяются Правительством Российской Федерации. Создание, реорганизация и ликвидация изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых осуществляется в порядке, установленном министром внутренних дел Российской Федерации.

Численность милиции общественной безопасности, финансируемой за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, устанавливается соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. При этом она не должна быть ниже нормативов, утверждаемых министром внутренних дел Российской Федерации.

Создание, реорганизация и ликвидация подразделений милиции общественной безопасности финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, осуществляются в порядке, определяемом органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации. Увеличение расходов органов местного самоуправления, связанных с финансированием милиции общественной безопасности, которая возникла в результате решений, принятых федеральными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, компенсируются указанными органами, принявшими решение. Размер компенсации определяется одновременно с принятием соответствующего решения.

К милиции общественной безопасности относятся подразделения милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел, порядок создания, реорганизации и ликвидации которых определяется министром внутренних дел Российской Федерации. В том же порядке утверждаются нормативы численности указанных подразделений.

Для выполнения поставленных задач милиция наделена определенными правами и обязанностями, которые закреплены в ст. 10, 11 ФЗ РФ «О милиции».

Внутренние войска – составная часть системы внутренних дел Российской Федерации.

Правовой статус внутренних войск регулируется Федеральным законом «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» от 6 февраля 1997 г.

Внутренние войска предназначены для обеспечения безопасности личности, общества и государства, защиты прав и свобод человека и гражданина от преступных посягательств и иных противоправных посягательств.

На внутренние войска возлагаются следующие задачи:

– участие совместно с органами внутренних дел в охране общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и режима чрезвычайного положения;

– охрана важных государственных объектов и специальных грузов;

– участие в территориальной обороне Российской Федерации;

– оказание содействия пограничным войскам ФСБ России в охране Государственной границы Российской Федерации.

Руководство внутренними войсками осуществляет Президент, а непосредственное руководство – Министр внутренних дел, который несет ответственность за неправомерность выполнения возложенных на внутренние войска задач.

Главнокомандующий внутренними войсками является одновременно заместителем Министра внутренних дел и осуществляет управление внутренними войсками.

На территории Российской Федерации создано 7 округов внутренних войск, в состав которых входят оперативные, охранные, специальные, авиационные и морские части и соединения.

Соединения и части оперативного назначения участвуют совместно с органами внутренних дел в локализации и блокировании районов чрезвычайного положения или районов вооруженных конфликтов, пресечении в указанных районах вооруженных столкновений и разъединении противоборствующих сторон, в изъятии оружия у населения, в проведении мероприятий по разоружению незаконных вооруженных формирований, а в случае оказания вооруженного сопротивления в их ликвидации.

Специальные моторизованные соединения и воинские части совместно с органами внутренних дел несут патрульно-постовую службу по охране общественного порядка в населенных пунктах, обеспечивают общественную безопасность при проведении массовых мероприятиях и т. д.

Воинские части специального назначения участвуют в разоружении и ликвидации незаконных вооруженных формирований, организованных преступных групп, в пресечении массовых беспорядков, сопровождающихся вооруженным насилием.

Для выполнения задач, возложенных на внутренние войска, и исполнения своих обязанностей военнослужащие войск имеют право:

– пресекать преступления, административные правонарушения и действия, препятствующие исполнению военнослужащими внутренних войск служебных обязанностей;

– требовать от граждан соблюдения общественного порядка;

– проверять у граждан документы, удостоверяющие их личность;

– составлять протоколы об административных правонарушениях согласно Кодексу РФ об административных правонарушениях;

– осуществлять административное задержание нарушителей с передачей задержанных в милицию;

– задерживать и доставлять в милицию лиц, совершивших преступление или административное правонарушение или покушающихся на их совершение либо в целях установления их личности;

– производить досмотр транспортных средств, плавучих средств (судов), нарушивших правила, установленные на охраняемых внутренними войсками объектах;

– производить личный досмотр работников объектов использования атомной энергии (ядерных установок, организаций по обращению с ядерными материалами или радиоактивными веществами) и граждан, посещающих эти объекты, а также досмотр их вещей и транспортных средств на территории объектов использования атомной энергии.

В случаях, предусмотренных законом, военнослужащие внутренних войск имеют право применять физическую силу, специальные средства, оружие, боевую и специальную технику.

 

МВД России осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственной ему Федеральной миграционной службы (ФМС России).

ФМС России действует на основании Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 19 июля 2004 г. № 928.

Федеральная миграционная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции.

Основными задачами ФМС России являются:

– производство по делам о гражданстве Российской Федерации, оформление и выдача основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации;

– осуществление регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и контроль за соблюдением гражданами и должностными лицами правил регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации;

– оформление и выдача иностранным гражданам и лицам без гражданства документов для въезда в Российскую Федерацию, проживания и временного пребывания в Российской Федерации;

– осуществление контроля за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных правил проживания и временного пребывания в Российской Федерации;

– разработка и реализация во взаимодействии с иными государственными органами мер по предупреждению и пресечению незаконной миграции;

– исполнение законодательства РФ по вопросам беженцев и вынужденных переселенцев, участие в установленном порядке в предоставлении политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства;

– осуществление в соответствии с законодательством РФ контроля и надзора в сфере внешней трудовой миграции, привлечение иностранных работников в Российскую Федерацию и трудоустройство граждан Российской Федерации за её пределами;

– управление территориальными органами ФМС России представительствами за рубежом и иными организациями и подразделениями, созданными для решения возложенных на ФМС России задач.