Лекция № 17. Государственное управление в области безопасности

Безопасность представляет собой состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз.

Безопасность, как один из фундаментальных устоев общества и государства, зиждется на прочих законодательных основах: Конституции РФ, Федеральных законах, нормативных правовых актах, издаваемых Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, самими органами безопасности.

Общее понятие безопасности находит свою конкретизацию в Концепции национальной безопасности РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 10 января 2000 г. Согласно Концепции под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность её многонационального народа, как носителя власти в России.

К основным объектам безопасности относятся:

– личность – её права и свободы;

– общественно-социальные и духовные ценности;

– государство – его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

Общее руководство государственными органами обеспечения безопасности осуществляет Президент РФ, который возглавляет Совет Безопасности РФ; контролирует и координирует деятельность государственных органов обеспечения безопасности; принимает оперативные решения по обеспечению безопасности на основе и в соответствии с действующими законами.

Правительство РФ в пределах определенной законом компетенции обеспечивает руководство государственными органами обеспечения безопасности, организует и контролирует разработку и реализацию мероприятий по обеспечению безопасности подведомственными ему по соответствующим вопросам федеральными органами исполнительной власти.

 

Центральным федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения государственной безопасности является Федеральная служба безопасности РФ (ФСБ России), действующая на основании Федерального закона от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности» и указа Президента РФ от 11 августа 2003 г. (в редакции Указа от 11 сентября 2004 г. № 870), которым утверждено Положение о ФСБ России.

Основными задачами ФСБ России являются:

1) управление органами и войсками, а также организация их деятельности;

2) информирование Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации, а также по их поручениям федеральных органов государственной власти и государственной власти субъектов Российской Федерации об угрозах безопасности Российской Федерации;

3) организация выявления, предупреждения и пресечения разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации;

4) координация осуществляемых федеральными органами исполнительной власти контрразведывательных мероприятий и мер по обеспечению собственной безопасности;

5) организация выявления, предупреждения, пресечение, раскрытие преступлений, а также их и осуществление досудебного производства по которым отнесено к ведению органов и войск;

6) организация во взаимодействии с федеральными органами государственной власти борьбы с организованной преступностью, коррупцией, контрабандой, легализацией преступных доходов, незаконной миграцией, незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых и отравляющих веществ, специальных технических средств психотропных веществ, специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, а так же в том числе деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных сообществ и групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью организацию вооруженного мятежа, насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, насильственный захват или насильственное удержание власти;

7) обеспечение борьбы с террористической и диверсионной деятельностью;

8) осуществление в пределах своих полномочий разведывательной деятельности;

9) организация в пределах своих полномочий и взаимодействие с органами внешней разведки Российской Федерации в сфере добывания и обработки разведывательной информации;

10) организация осуществления мер, отнесенных федеральным законодательством к полномочиям федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области защиты и охраны государственной границы;

11) обеспечение в пределах своих полномочий защиты сведений, составляющих государственную тайну, и противодействие иностранным организациям, осуществляющим техническую разведку;

12) обеспечение производства по делам об административных правонарушениях, рассмотрение которых отнесено Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях к ведению органов и войск;

13) организация оказания содействия федеральным органам государственной власти и органам государственной власти субъектов Российской Федерации в реализации мер, осуществляемых в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации, повышения ее экономического, научно-технического и оборонного потенциала;

14) формирование и реализация в пределах своих полномочий государственной и научно-технической политики в области обеспечения информационной безопасности;

15) организация в пределах своих полномочий обеспечения криптографической и инженерно-технической безопасности информационно-телекоммуникационных систем, а также систем шифрованной связи в Российской Федерации и ее учреждениях за рубежом.

Федеральная служба безопасности имеет право:

– устанавливать на конфиденциальной основе отношения сотрудничества с лицами, давшими на это согласие;

– осуществлять оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, террористической деятельности, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия, наркотических средств, контрабанды и других преступлений, дознания и предварительное следствие по которым отнесено законодательством Российской Федерации к ведению федеральной службы безопасности, а также по выявлению предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью организацию вооруженного мятежа, насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации;

– осуществлять проникновение в преступные группы, специальные службы и организации иностранных государств, проводящие разведывательную и иную деятельность, направленную на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации;

– осуществлять дознание и предварительное следствие по делам о преступлениях, отнесенных законодательством Российской Федерации к ведению органов ФСБ; иметь в соответствии с законодательством Российской Федерации следственные изоляторы и пользоваться ими;

– осуществлять шифровальные работы в органах федеральной службы безопасности, а также контроль за соблюдением режима секретности при обращении к шифровальной информации в шифровальных подразделениях государственных органов, предприятиях, учреждениях и организациях не зависимо от форм собственности (за исключением учреждений Российской Федерации, находящихся за её пределами);

– использовать в служебных целях средства связи, принадлежащие государственным предприятиям, учреждениям, организациям (не зависимо от форм собственности) или общественным объединениям (за исключением транспортных средств, которые законодательством Российской Федерации освобождены от такого использования), для предотвращения преступлений, преследования и задержания лиц, совершивших преступление или подозреваемых в их совершении, доставления граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, в лечебные учреждения, а также для проезда к месту происшествия. По требованию владельцев транспортных средств органы федеральной службы безопасности в установленном законом порядке возмещают им расходы либо причиненный ущерб;

– беспрепятственно входить в жилые и иные, принадлежащие гражданам, помещения, на принадлежащие им земли, на территории и в помещения предприятий, учреждений, организаций не зависимо от форм собственности. В случае если имеются достаточные данные полагать, что там совершается или совершено преступление, дознание или предварительное следствие, по которому отнесены законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности, а также в случае преследования лиц, подозреваемых в совершении преступления, если промедление может поставить под угрозу жизнь и здоровье граждан. Обо всех таких случаях – проникновение в жилые и иные, принадлежащие гражданам, помещения – органы федеральной службы безопасности уведомляют прокурора в течение 24 часов;

– проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющих личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершение преступления;

– осуществлять административное задержание лиц, совершивших правонарушение, связанное с попыткой проникновения или проникновением на специально охраняемые территории особорежимных объектов, закрытых административно-территориальных образований и иных охраняемых объектов, а также проверять документы, удостоверяющие личность, получать объяснения, осуществлять личный досмотр, а также досмотр и изъятие вещей и документов;

– вносить в государственные органы, администрации предприятий, учреждений и организаций (независимо от форм собственности), а также в общественные объединения обязательные для исполнения представления об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности Российской Федерации, совершению преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законодательством Российской Федерации к ведению органов ФСБ;

– получать безвозмездно от государственных органов, предприятий, учреждений и организаций (независимо от форм собственности) информацию, необходимую для выполнения возложенных на органы ФСБ обязанностей, за исключением случаев, когда федеральными законами установлен специальный порядок получения информации;

– создавать в установленном законодательством Российской Федерации порядке предприятия, учреждения, организации и подразделения, необходимые для выполнения возложенных на органы ФСБ обязанностей и обеспечение деятельности указанных органов;

– создавать подразделения специального назначения для выполнения обязанностей, возложенных на органы ФСБ;

– проводить криминалистические и другие экспертизы и исследования;

– осуществлять внешнее сношение со специальными службами и правоохранительными органами иностранных государств, обмениваясь с ними на взаимной основе оперативной информацией, специальными техническим и иными средствами в пределах полномочий органов ФСБ и в – порядке, установленном нормативными актами Федеральной службы безопасности Российской Федерации;

– заключать в установленном порядке и в пределах своих полномочий международные договоры Российской Федерации

– направлять официальных представителей органов федеральной службы безопасности в иностранные государства по согласованию со специальными службами или с правоохранительными органами этих государств в целях повышения эффективности борьбы с преступлениями международного характера;

– осуществлять меры по обеспечению собственной безопасности, в том числе по предотвращению проникновения специальных служб и организаций иностранных государств, преступных групп и отдельных лиц с использованием технических средств в защищаемые органами федеральной службы безопасности сведения, составляющие государственную тайну.

 

Служба Внешней разведки Российской Федерации(СВР России) осуществляет свою деятельность на основании Федерального Закона «О внешней разведке» от 10 января 1996 г.

Эта служба осуществляет специальный вид разведывательной деятельности, направленной на добывание и обработку информации о затрагивающих интересы РФ реальных и потенциальных возможностях, действиях, планах и намерениях иностранных государств, организаций и лиц, а также оказания содействия в реализации мер, осуществляемых государством в интересах обеспечения безопасности РФ.

Служба внешней разведки РФ является составной частью сил обеспечения безопасности и призвана защищать безопасность личности, общества и государства от внешних угроз.

СВР осуществляет разведывательную деятельность в целях:

– обеспечения Президента Российской Федерации, Федерального Собрания и Правительства разведывательной информацией, необходимой им для принятия решения в политической, экономической, военно-стратегической, научно-технической и экологической областях;

– обеспечения условий, способствующих успешной реализации политики Российской Федерации в сфере безопасности;

– содействия экономическому развитию, научно-техническому прогрессу страны и военно-техническому обеспечению безопасности Российской Федерации.

Для достижения выше перечисленных целей Федеральным законом Российской Федерации «О внешней разведке» Службе внешней разведки предоставляется ряд полномочий, в том числе установление на конфиденциальной основе отношений сотрудничества с лицами, добровольно давшими на это согласие, и осуществление мер по зашифровке кадрового состава.

В процессе разведывательной деятельности СВР может использовать гласные и негласные методы и средства, которые не должны причинять вред жизни и здоровью людей и наносить ущерб окружающей среде. Порядок использования негласных методов и средств определяется федеральными законами и нормативными правовыми актами органов внешней разведки Российской Федерации.

Разведывательная информация предоставляется Президенту Российской Федерации, палатам Федерального Собрания, Правительству Российской Федерации и определяемым Президентом федеральным органам исполнительной и судебной власти, предприятиям, учреждениям и организациям.

Руководители Службы внешней разведки несут персональную ответственность перед Президентом Российской Федерации за достоверность, объективность разведывательной информации и своевременность ее предоставления.

Общее руководство органами внешней разведки Российской Федерации (в том числе и СВР) осуществляет Президент Российской Федерации.

Для достижения целей разведывательной деятельности органами внешней разведки Российской Федерации предоставляются следующие полномочия:

– установление на конфиденциальной основе отношений сотрудничества с лицами, добровольно давшими на это согласие;

– осуществление мер по зашифровке кадрового состава и по организации его деятельности с использованием в этих целях иной ведомственной принадлежности;

– использование в целях конспирации документов, зашифровывающих личность сотрудников кадрового отдела, ведомственную принадлежность подразделений, организаций, помещений и транспортных средств органов внешней разведки Российской Федерации;

– взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими контрразведывательную деятельность, и федеральными органами государственной охраны Российской Федерации;

– заключение с федеральными органами исполнительной власти, предприятиями, учреждениями и организациями Российской Федерации соглашений, необходимых для осуществления разведывательной деятельности;

– организация и обеспечение в пределах своей компетенции защиты государственной тайны в учреждениях Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, включая определение порядка осуществления физической и инженерно-технической защиты указанных учреждений, мероприятия по предотвращению утечки по техническим каналам сведений, составляющих государственную тайну;

– обеспечение безопасности сотрудников учреждений Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, и членов их семей в государстве пребывания;

– обеспечение безопасности командированных за пределы территории Российской Федерации граждан Российской Федерации, граждан, имеющих по роду своей деятельности допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, и находящихся с ними членов их семей;

– взаимодействие с разведывательными и контрразведывательными службами иностранных государств в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;

– создание специальных учебных заведений, учреждений по повышению квалификации, научно-исследовательских организаций и архивов, выпуск специальных изданий;

– обеспечение собственной безопасности, т. е. защита своих сил, средств информации от противоправных действий и угроз;

– создание организационных структур (подразделений и организаций), необходимых для функционирования органов внешней разведки Российской Федерации.

Для осуществления своей деятельности Служба внешней разведки Российской федерации может при собственных лицензировании и сертификации приобретать, разрабатывать (за исключением криптографических средств защиты), создавать, эксплуатировать информационные системы, системы связи и системы передачи данных, а также средства защиты информации от утечки по технических каналам.

 

Защита сведений об органах внешней разведки Российской Федерации

Лицо, допускаемое к сведениям об органах внешней разведки Российской Федерации, проходит процедуру оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, если другой порядок не предусмотрен федеральными законами. Такая процедура включает принятие письменного обязательства о неразглашении этих сведений. Нарушение данного обязательства влечет за собой установленную федеральным законом ответственность. Документы архивов органов внешней разведки Российской Федерации, представляющие историческую и научную ценность, рассекречиваемые в соответствии с федеральным законом, передаются на постоянное хранение в Федеральную архивную службу России.

Документы органов внешней разведки Российской Федерации, содержащие сведения об их кадровом составе, о лицах, оказывающих (оказывавших) конфиденциальное содействие органам внешней разведки Российской Федерации, а также об используемых этими органами методах и средствах хранятся в архивах органов внешней разведки Российской Федерации.

Осуществление разведывательной деятельности возложено в пределах их полномочий на:

– Службу внешней разведки РФ – в политической, экономической, военно-стратегической, научно-технической и экологической сферах, в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи с использованием радиоэлектронных средств и методов за пределами Российской Федерации, а также в сфере обеспечения безопасности учреждений Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, и командированных за пределы территории Российской Федерации, и командированных за пределы территории Российской федерации граждан Российской Федерации, имеющих по роду своей деятельности допуск к сведениям, составляющим государственную тайну;

– органы внешней разведки Министерства обороны РФ (Главное разведывательное управление Генерального штаба) – в военной, в военно-политической, военно-технической, военно-экономической и экологической сферах;

– орган внешней разведки ФСБ (в связи с передачей ей функций Федеральной пограничной службы).

Несмотря на то, что они работают раздельно, взаимодействуют эти органы очень тесно. Служба внешней разведки РФ координирует свою деятельность и с Федеральной службой безопасности, и с Федеральной службой охраны, и с Главным разведывательным управлением, и рядом других служб и ведомств.

Разведывательная деятельность органов ФСБ осуществляется во взаимодействии с органами внешней разведки РФ и в соответствии с ФЗ «Об органах ФСБ в РФ» (редакция от 30 июня 2003 г.).

В функцию СВР входит и обеспечение безопасности российских представительств за рубежом. В этом направлении ее сотрудники работают вместе с Министерством иностранных дел РФ, Министерством обороны РФ, ФСБ России и поддерживают тесные контакты с местными спецслужбами.

Также СВР переданы некоторые функции упраздненного Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации.

 

Федеральная служба охраны Российской Федерации (ФСО России) – это федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий в пределах своих полномочий безопасность лиц, подлежащих государственной охране в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1996 г. № 57–ФЗ «О государственной охране».

Статус Федеральной службы охраны определен Положением о ФСО России, утвержденным Указом Президента РФ от 7 августа 2004 г. № 1013. Федеральная служба охраны - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере государственной охраны, президентской, правительственной и иных видов специальной связи и информации, представляемых федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и другим государственным органам.

Основные задачи ФСО России:

– обеспечение безопасности объектов государственной охраны в местах их постоянного и временного пребывания и на трассах проезда;

– прогнозирование и выявление угрозы жизненно важным интересам объектов государственной охраны, осуществление комплекса мер по предотвращению этой угрозы;

– предупреждение, выявление, пресечение противоправных посягательств на объекты государственной охраны и охраняемые объекты;

– предупреждение, выявление и пресечение преступлений и иных правонарушений на охраняемых объектах, в местах постоянного и временного пребывания объектов государственной охраны и на трассах проезда;

– защита охраняемых объектов;

– участие в пределах своих полномочий в борьбе с терроризмом;

– организация и обеспечение эксплуатации, безопасности, совершенствования специальной связи и информации, предоставляемой государственным органам;

– участие в разработке и реализации мер по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации, противодействию техническим разведкам и защите сведений, составляющих государственную тайну;

– осуществление государственной политики в области правовой информатизации Российской Федерации и координация работ, производимых в этой сфере;

– информационно-технологическое и информационно-аналитическое обеспечение государственных органов, техническое обслуживание и программное сопровождение информационно-телекоммуникационных систем и ситуационных центров, а также информационное обеспечение управления государством в военное время и при чрезвычайных ситуациях;

– обеспечение собственной безопасности.

К объектам государственной охраны, согласно Федеральному закону РФ «О государственной охране» относятся:

– Президент РФ;

– Председатель Правительства РФ;

– Председатель Совета Федерального Собрания РФ;

– Председатель Государственной Думы Федерального Собрания РФ;

– Председатель Конституционного суда РФ;

– Председатель Верховного суда РФ;

– Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ;

– Генеральный Прокурор РФ;

– Главы иностранных государств и правительств.

В состав федеральных органов государственной охраны входят:

– ФСО России, имеющая в своем составе службы, управления и другие подразделения, в том числе и дислоцированные в субъектах Российской Федерации, которые непосредственно реализуют деятельность федеральных органов государственной охраны, а также подразделения, исполняющие управленческие функции;

– Управление специальной связи и информации ФСО России в Федеральных округах, центре специальной связи и информации ФСО России;

– подразделения связи специального назначения ФСО России;

– образовательные, научно-исследовательские и иные организации, подведомственные ФЗО России, которые обеспечивают деятельность федеральных органов государственной охраны.

Государственная фельдъегерская служба РФ (ГФС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим специальные функции в сфере обеспечения федеральной фельдъегерской связи в Российской Федерации.

Основными задачами ГФС России является обеспечение оперативной доставки и гарантированной сохранности отправлений особой важности, совершенно секретных, секретных и иных служебных отправлений:

– Президента РФ, Федеральных органов государственной власти;

– органов Прокуратуры Российской федерации;

– органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

– органов местного самоуправления по решению Правительства Российской Федерации;

– членов Совета Федерации Федерального Собрания РФ и депутатов Государственной Думы Федерального собрания РФ, депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ;

– Минобороны России, органов управления видов вооруженных сил РФ, родов войск, военных округов, флотов, округов внутренних войск МВД России, территориальных органов ФСБ России;

– администраций промышленных и военных объектов, имеющих особо важное государственное значение, по решению Правительства Российской федерации;

– доставка корреспонденции глав зарубежных государств и глав правительств зарубежных государств, органов государственной власти государств- участников Соглашения о Межправительственной фельдъегерской связи;

– доставка корреспонденции органов СНГ, расположенных на территории Российской Федерации;

– управление территориальными органами ГФС России и обеспечивающими деятельность ГФС организациями, созданными для решения возложенных на ГФС России задач.

В систему ГФС России входят: центральный аппарат, территориальные органы и подведомственные организации.