Лекция № 16. Управление в области обороны

В Конституции РФ установлены правовые основы обороны государства. Дальнейшее развитие положения Конституции получили в Федеральных законах «Об обороне» от 31 мая 1996г., «О воинской обязанности и военной службе» от 28 мая 1998 г., «О мобилизационной подготовке и мобилизации» от 26 февраля 1997 г.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об обороне» под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности её территории.

Организация, руководство и управление обороной включает:

– прогнозирование и оценку военной опасности и военной угрозы;

– разработку основных направлений военной политики и положения военной доктрины РФ;

– правовое регулирование в области обороны;

– строительство, подготовку и поддержание в необходимой готовности Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований;

– совершенствование систем управления, вооружения и военной техники;

– проведение мероприятий по гражданской обороне;

– обеспечение защиты сведений, составляющих государственную тайну;

– развитие науки в интересах обороны;

– планирование перевода органов управления и экономики государства на работу в условиях военного времени;

– мобилизационную подготовку органов управления и организаций, транспорта, коммуникаций РФ;

– координацию деятельности органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов Федерации, а также органов местного самоуправления в области обороны; и т. д.

Руководство строительством, подготовкой и применением военной организации государства, обеспечением безопасности Российской Федерации осуществляет Президент Российской Федерации, являющийся Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.

Президент Российской Федерации определяет основные направления военной политики и утверждает Военную доктрину Российской Федерации; осуществляет руководство Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами; в установленных законом случаях объявляет общую или частичную мобилизацию, вводит на территории Российской Федерации или отдельных её местностях военное положение, отдает приказ о ведении военных действий, утверждает федеральные государственные программы вооружения и развития оборонно-промышленного комплекса; утверждает структуру, состав Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также штабную численность военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов; издает указы о призыве российских граждан на военную службу, осуществляет ряд других полномочий.

ПравительствоРоссийской Федерации организует оснащение Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск вооружением, военной и специальной техникой, обеспечивает их материальными средствами, ресурсами и услугами, осуществляет общее руководство оперативным оборудованием территории Российской Федерации в интересах обороны, а также иные, установленные федеральным законом, функции и полномочия по обеспечению военной безопасности.

Непосредственное управление Вооруженными Силами осуществляет Министерство обороны Российской Федерации.

Указом Президента РФ от 16 августа 2004 г. № 1082 утверждено Положение о Министерстве обороны РФ. Согласно Положению Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, а также иные, установленные Федеральными законами, актами Президента РФ и Правительство РФ, функции в этой области.

Основными задачами Минобороны является:

– выработка и проведение государственной политики в области обороны;

– нормативно-правовое регулирование деятельности Вооруженных Сил и подведомственных Министерству Федеральных органов исполнительной власти;

– координация деятельности войск, воинских формирований и органов по выполнению задач в области обороны, а также координация строительства войск и воинских формирований;

– координация и контроль деятельности подведомственных Министерству обороны России федеральных органов исполнительной власти;

– организация применения Вооруженных сил в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и международными договорами Российской Федерации

– поддержание в необходимой готовности Вооруженных Сил;

– осуществление мероприятий по строительству Вооруженных Сил;

– обеспечение социальной защитой военнослужащих, лиц гражданского персонала вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей; и др.

В непосредственном подчинении Министерства обороны находится Генеральный штаб Вооруженных Сил РФ, являющийся центральным органом военного управления и основным органом оперативного управления Вооруженными Силами РФ.

Основными задачами Генерального штаба являются:

– стратегическое планирование применения Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов с учетом их задач и военно-административного деления государства;

– проведение оперативной и мобилизационной подготовки Вооруженных Сил, координация оперативной и мобилизационной подготовки других воск, воинских формирований, и органов;

– осуществление контроля за состоянием мобилизационной готовности;

– координация деятельности по реализации планов строительства и развития других войск и воинских формирований;

– проведение мероприятий, связанных с поддержанием боевой и мобилизационной готовности Вооруженных Сил;

– перевод Вооруженных Сил на организацию и состав военного времени;

– организация стратегического и мобилизационного развертывания Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов;

– координация деятельности по проведению в Российской Федерации мероприятий по воинскому учету, подготовке граждан Российской Федерации к военной службе и их призыву на воинскую службу и военные сборы, анализ этой деятельности;

– организация разведывательной деятельности в целях обороны и безопасности;

– планирование и организация связи в Вооруженных Силах, определение порядка использования планирования и использования радиочастотного спектра в целях обороны;

– разработка мероприятий по организации в Вооруженных Силах радиоэлектронной борьбы и др.

Военный округ Вооруженных Сил РФ является основной военно-административной единицей Российской Федерации, общевойсковым оперативно-стратегическим территориальным объединением Вооруженных Сил РФ и предназначен для осуществления мер по подготовке к вооруженной защите Российской Федерации, целостности и неприкосновенности её территорий в установленных границах ответственности, определяемых генеральным штабом Вооруженных Сил РФ.

Управляет Военным округом командующий войсками военного округа, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ по представлению Министра обороны РФ.

Командующий войсками военного округа является прямым начальником всего личного состава военного округа и несет ответственность за боевую и мобилизационную готовность, состояние, подготовку и всестороннее обеспечение войск военного округа, выполнение оперативных (боевых) задач, возложенных на Военный округ.

Вооруженные Силы РФ делятся на виды в соответствии с Указом Президента РФ от 16 июля 1997 г. № 725 «О Первоочередных мерах по реформированию Вооруженных Сил РФ и совершенствованию их структуры».

В состав Вооруженных Сил входят следующие виды Вооруженных Сил:

– сухопутные войска;

– военно-воздушные силы;

– военно-морской флот;

а также рода войск:

– ракетные войска стратегического назначения;

– воздушно-десантные войска;

 

Каждым родом Вооруженных Сил и родом войск управляет главнокомандующий.

В состав Вооруженных Сил РФ входят также военные комиссариаты, которые создаются Министерством обороны РФ и являются его территориальными органами в республиках, краях, областях, городах и районах. Руководство военным комиссариатом осуществляет военный комиссар.

К задачам и функциям военкоматов относятся:

– разработка планов проведения мобилизации морских и транспортных ресурсов на основе действующего законодательства;

– проведение призыва граждан на военную службу;

– осуществление контроля и оказание необходимой помощи предприятиям и организациям в выполнении федерального законодательства, решений органов исполнительной власти и местного самоуправления по оборонным вопросам и некоторые другие организационные и военно-учетные функции и полномочия.

Министерство обороны РФ осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству, Федеральной службы по оборонному заказу, Федеральной службы по техническому и экспертному контролю и федерального агентства специального строительства.

 

Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству осуществляет деятельность на основании положения, утвержденного Указом президента РФ от 16 августа 2005 г. № 1083.

Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) России – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющей функции по контролю и надзору в области военно-технического сотрудничества Российской федерации с иностранными государствами.

Основные задачи ФСВТС России:

– осуществление в соответствии с законодательством РФ контроля и надзора в области военно-технического сотрудничества;

– участие в разработке совместно с другими федеральными органами исполнительной власти, государственной политики в сфере военно-технического сотрудничества и внесение в установленном порядке соответствующих предложений Президенту РФ, в Правительство РФ и Министерству обороны РФ;

– обеспечение совместно с другими федеральными органами исполнительной власти реализации основных направлений государственной политики в области военно-технического сотрудничества, определяемых президентом РФ;

– осуществление взаимодействия с другими федеральными органами исполнительной власти государственного регулирования в области военно-технического сотрудничества.

 

Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК) осуществляет свою деятельность на основании Положения, утвержденного Указом президента РФ от 16 августа 2004 г. № 1085.

ФСТЭК России и её территориальные органы являются правопреемниками Государственной технической комиссии при Президенте РФ.

Основными задачами ФСТЭК России являются:

– реализация в пределах своей компетенции государственной политики в области обеспечения безопасности информации в ключевых системах информационной инфраструктуры, противодействие техническим разведкам и технической защиты информации;

– осуществление государственной научно-технической политики в области защиты информации при разработке, производстве, эксплуатации и утилизации неинформационных излучающих комплексов, систем и устройств;

– организация деятельности государственной системы противодействия техническим разведкам и технической защиты информации на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом и объектовом уровнях, а так же руководство указанной государственной системой;

– осуществление самостоятельно нормативно-правого регулирования вопросов в установленной сфере деятельности;

– обеспечение в пределах своей компетенции безопасности информации в ключевых системах информационной инфраструктуры, противодействия техническим разведкам, технической защиты информации в аппаратах федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ, органах местного самоуправления и организациях;

– прогнозирование развития сил, средств и возможностей технических разведок, выявление угроз безопасности информации;

– противодействие добыванию информации техническими средствами разведки, техническая защита информации;

– осуществление координационной деятельности федеральными органами исполнительной власти субъектов РФ и организациями по государственному регулированию размещения и использования иностранных технических средств наблюдения и контроля в ходе реализации международных договоров РФ, иных программ и проектов на территории РФ, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ;

– осуществление в рамках своей компетенции контроля деятельности по обеспечению безопасности информации в ключевых системах информационной структуры, по противодействию техническим разведкам и технической защите информации в аппаратах федеральных органов государственной власти субъектов РФ, в федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов РФ, органах местного самоуправления и организациях;

– реализация государственной политики и организация межведомственного взаимодействия в области экспортного контроля;

– осуществления контроля за соблюдением российскими участниками внешнеэкономической деятельности законодательных и иных нормативных правых актов РФ в области экспортного контроля;

– осуществление центральным аппаратом ФСТЭК организационно-технического обеспечения деятельности межведомственной комиссии по экспортному контролю РФ.

 

Федеральная служба по оборонному заказу создана на базе Государственного комитета РФ по оборонному заказу при Министерстве обороны и действует на основании Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 10 июня 2003 г. № 650.

Основными задачами федеральной службы по оборонному заказу являются:

– координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по формированию и контролю за исполнением государственного оборонного заказа в части, касающейся вооружения и военной техники общего применения;

– обеспечение разработки и осуществления при исполнении государственного оборонного заказа необходимых мер по сохранению и развитию оборонного и научно-технического потенциала Российской Федерации и адаптации его к условиям рыночной экономики;

– обеспечение осуществления заказов на разработку, производство и поставку вооружения для Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, а также на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по разработке указанного вида вооружения и военной техники и по созданию новых технологий их производства;

– обеспечение проведения единой государственной политики в области разработки, производства, унификации и стандартизации вооружения и военной техники общего применения и другие задачи.

 

Федеральное агентство специального строительства (Спецстрой России) осуществляет свою деятельность на основании Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 16 августа 2004 г. № 1084.

Основными задачами Спецстроя России являются:

– строительство объектов специального и производственного назначения, обеспечивающих оборону и безопасность государства, правопорядок, а также обустройство и строительство объектов социальной инфраструктуры для Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

– строительство и реконструкция предприятий и организаций ядерного комплекса, предприятий по хранению и уничтожению химического и иных видов оружия массового поражения, а также других критически важных для государства объектов;

– техническое прикрытие и восстановление автомобильных дорого оборонного значения, а также автодорог общего оборонного значения, а также дорог общего пользования на территории России;

– строительство и капитальный ремонт в мирное и военное время автомобильных дорог оборонного значения, а также автомобильных дорог общего пользования, осуществляемые в качестве подрядчика;

– прикрытие, эксплуатация и восстановление единой сети электросвязи Российской Федерации для обеспечения обороны и безопасности государства;

– участие в восстановлении специальных субъектов в районах, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций: аварий, катастроф и стихийных бедствий;

– строительство и восстановление объектов мобилизационного назначения для федеральных органов исполнительной власти, а также объектов оперативного оборудования территории Российской Федерации в целях обороны;

– обеспечение в пределах своих полномочий боевой и мобилизационной готовности воинских формирований;

– организация подготовки военнослужащих и гражданского персонала воинских формирований для решения задач специального и дорожного строительства, эксплуатации и восстановления единой сети электросвязи Российской Федерации.

Воинская обязанность и военная служба в Российской Федерации наряду с Конституцией РФ урегулированы Федеральными законами: от 28 марта 1998 г. «О воинской обязанности и военной службе»; от 27 мая 1998 г. «О статусе военнослужащих »; от 26 февраля 1997 г. «О мобилизационной подготовке и мобилизации в российской Федерации»; а также президентскими и правительственными правовыми актами.

Согласно ФЗ РФ «О воинской обязанности и военной службе» воинская обязанность включает в себя: воинский учет, обязательною подготовку к военной службе, призыв на военную службу, прохождение военной службы, пребывание в запасе, призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

Граждане мужского пола ставятся на воинский учет в районной или городской (в городе без районного деления) Комиссией по постановке граждан на воинский учет в период с 1 января по 31 марта в год достижения гражданином 17-летнего возраста.

Первоначальная постановка граждан женского пола на воинский учет осуществляется районным или городским (без районного деления) военным комиссариатом после приобретения ими военно-учетной специальности.

Комиссия по постановке граждан на воинский учет утверждается решением главы местной администрации в следующем составе:

– военный комиссар района или города (без районного деления) или его заместитель – председатель комиссии;

– секретарь комиссии;

– врачи, проводящие медицинское освидетельствование граждан в связи с их постановкой на воинский учет.

Комиссия по постановке граждан на воинский учет обязана:

– организовать медицинское освидетельствование гражданина и определить его годность к военной службе;

– принять решение о постановке гражданина на воинский учет или об освобождение его от воинской обязанности в связи с негодностью по состоянию здоровья;

– провести профессиональное психологическое обследование гражданина для определения возможного его использования на военной службе.

Председатель или секретарь комиссии по постановке граждан на воинский учет обязаны объявить гражданину решение комиссии и разъяснять его обязанности по воинскому учету:

Обязанности гражданина по воинскому учету:

– гражданин обязан явиться по вызову Комиссариата района или города (без районного деления), на территории которого (или временно сроком не более 3 месяцев) проживает, по вопросу воинского учета;

– гражданин, уволенный в запас Вооруженных Сил РФ или органов внутренних дело с зачислением в запас Вооруженных Сил, обязан в 2-х недельный срок со дня получения о зачислении его в запас явится в военный комиссариат района или города (без районного деления) по месту его жительства по вопросу постановки его на воинский учет;

– гражданин, состоящий на воинском учете, обязан в 2-х недельный срок сообщить в соответствующий орган, осуществляющий воинский учет, об изменении своего семейного положения, места жительства в пределах района или города (без районного деления), образования, места работы и должности;

– гражданин, состоящий на воинском учете, при переезде в другой район (город) на постоянное место жительства (при убытии за границу на срок свыше 6 месяцев) обязан сняться с воинского учета и по прибытии на новое место жительства (возвращение из-за границы) в 2-х недельный срок встать на воинский учет.

Подготовка граждан к военной службе в соответствии с Законом подразделяется на обязательную и добровольную.

Обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает медицинское обследование и освидетельствование, а при необходимости и с согласия гражданина – лечебно оздоровительные мероприятия.

Подготовка учащихся к военной службе осуществляется также в процессе изучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности», в котором предусмотрено получение необходимых знаний об обороне государства, воинской обязанности граждан, а также приобретение навыков по гражданской обороне может также осуществляться в ходе военных сборов.

Гражданин при первоначальной постановке на воинский учет подлежит медицинскому освидетельствованию врачами-специалистами: хирургом, терапевтом, невропатологом, окулистом, отоларингологом, стоматологом и, при необходимости, психиатром и врачами других специальностей.

В случае невозможности на месте получить медицинское заключение о годности гражданина к военной службе, комиссия по постановке граждан на воинский учет может направить его на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение.

Добровольная подготовка гражданина к военной службе предусматривает:

– занятие военно-прикладными видами спорта;

– овладение военно-учетными специальностями;

– обучение в учреждениях среднего (полного) общего образования с дополнительной образовательной программой, имеющей целью военную подготовку несовершеннолетних граждан;

– обучение студентов (курсантов) по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах вузов.

Гражданин, которому в установленном порядке присвоен первый спортивный разряд или спортивное звание по военно-прикладному виду спорта, пользуется правом внеконкурсного поступления в военное училище и выбора рода войск в соответствие с его спортивной подготовкой при призыве на военную службу.

Овладение военно-учетными специальностями

Обучение в общеобразовательных учреждениях среднего (полного) общего образования с дополнительной образовательной программой, имеющей целью военную подготовку несовершеннолетних граждан мужского пола: кадетские (суворовские), морские кадетские (нахимовские) и музыкальные кадетские корпуса.

Несовершеннолетний гражданин мужского пола – сирота или оставшийся без попечения родителей – зачисляется в кадетские корпуса без экзаменов по результатам обследования и медицинского освидетельствования. Гражданин, успешно завершивший обучение в кадетском корпусе, пользуется правом поступления в военное училище без экзаменов.

 

Призыву на военную службу подлежат:

а) граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе;

б) граждане мужского пола возрасте от 18 до 27 лет, окончившие государственные, муниципальные или, имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям), негосударственные образовательные учреждения профессионального высшего образования и зачисленные в запас с присвоением воинского звания офицера (далее – граждане, зачисленные запас с присвоением воинского звания офицера).

На военную службу не призываются граждане:

– которые в соответствие с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым, предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а так же граждане, не подлежащие призыву на военную службу.

Призыв граждан на военную службу осуществляется на основании указов Президента Российской Федерации. Решение о призыве граждан на военную службу может быть принято только по достижения ими возраста 18 лет.

Граждане мужского пола, зачисленные в запас с присвоением воинского звания офицера, призванные на военную службу, имеют статус военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. Особенности прохождения ими военной службы определяются настоящим Федеральным законом и Положением о порядке прохождения военной службы, утверждаемом Президентом Российской Федерации.

Призыв на военную службу граждан, не прибывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации за следующим исключениями:

а) граждане, проживающие в отдельных районах Крайнего Севера или отдельных местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, призываются на военную службу с 1 мая по 30 июня или с 1 ноября по 31 декабря. Перечень указанных районов и местностей, а также сроки призыва на военную службу граждан, проживающих в этих районах и местностях, определяются Генеральным штабом Вооруженных Сил РФ;

б) граждане, проживающие в сельской местности и непосредственно занятые на посевных и уборочных работах, призываются на военную службу с 15 октября по 31 декабря;

в) граждане, являющиеся педагогическими работниками образовательных учреждений, призываются на военную службу с 1 мая по 30 июня.

Призыв на военную службу граждан, зачисленных в запас с присвоением воинского звания офицера, осуществляется в сроки, устанавливаемые Президентом Российской Федерации.