Субъекты административной ответственности

Субъектами административной ответственности главным образом выступают субъекты административного правонарушения, т.е. совершившие его физические лица, привлекаемые за это к административной ответственности.

Среди физических лиц в науке административного права принято выделять общие, особые и специальные субъекты административной ответственности.

Граждане России, лица без гражданства и иностранцы (не являющиеся дипломатами) относятся к категории общих субъектов административной ответственности, которая наступает в отношении вменяемых лиц, достигших 16-летнего возраста. Это общие основные, входящие в состав любого административного правонарушения, признаки гражданина как субъекта административной ответственности.

Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие административные правонарушения на территории Российской Федерации подлежат административной ответственности на общих основаниях. Указанные лица несут административную ответственность на общих основаниях также за совершение правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 8.16, статьями 8.17 – 8.20, частью 2 статьи 19.4 КоАП РФ при совершении их на континентальном шельфе или в исключительной экономической зоне. Иностранные граждане, пользующиеся иммунитетом от административной юрисдикции РФ к административной ответственности не привлекаются.

Военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, имеющие специальные звания сотрудники органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно – исполнительной системы, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и таможенных органов за административные правонарушения несут дисциплинарную ответственность. За отдельные правонарушения, указанные в части 2 статьи 2.5 все перечисленные выше субъекты привлекаются к административной ответственности на общих основаниях. К этим лицам не может быть применено

административное наказания в виде административного ареста, а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву не применяется также административный штраф.

Должностные лица также выступают в качестве особенных субъектов административной ответственности. В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти т.е. наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц. не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно – распорядительные или административно – хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Как должностные лица несут административную ответственность также руководители и другие работники иных организаций, выполняющие организационно – распорядительные или административно – хозяйственные функции, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Исходя из смысла статьи 2.4 КоАП РФ, можно сделать вывод, что административные проступки должностных лиц имеют несколько разновидностей. К административной ответственности могут быть привлечены должностные лица: во – первых, при нарушении своими личными действиями установленных правил; во – вторых, при даче подчиненным указаний, идущих вразрез с требованиями этих правил; в – третьих, за непринятие мер по обеспечению соблюдения правил подчиненными им лицами, если обеспечение соблюдения этих правил входит в круг служебных обязанностей конкретного руководителя.

Несовершеннолетние в возрасте от 16 до 18 лет привлекаются к административной ответственности с некоторыми особенностями в соответствии со статьей 2.3 КоАП РФ. С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в таком возрасте, комис-

сией по делам несовершеннолетних и защите их прав оно может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

Кроме перечисленных разновидностей физических лиц как особых субъектов административной ответственности, имеются и специальные субъекты административной ответственности: работники торговли, водители различных видов транспортных средств и др., которые, с одной стороны, по своему статусу не являются должностными лицами и приравненными к ним лицами, а с другой – не относятся законодательством к обычным гражданам. К ним могут применяться специальные административные наказания, не применяемые к другим гражданам и должностным лицам, например, лишение специального права, административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранцев и лиц без гражданства.

Организации как субъекты административной ответственности тоже следует рассматривать в ряду особых субъектов. Юридические лица согласно ст. 2.10 КоАП РФ подлежат административной ответственности в основном за правонарушения, связанные с их предпринимательской и иной организационно – хозяйственной деятельностью. Это административные правонарушения в области охраны собственности, в области охраны окружающей природной среды и природопользования, в промышленности, строительстве и энергетике, в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель, в области связи и информации, предпринимательской деятельности, в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг, в области таможенного дела. В КоАП РФ более 220 статей предусматривают ответственность юридических лиц.

В ст. 2.10 КоАП РФ сформулированы основные положения, связанные с привлечением юридических лиц к административной ответственности. Согласно ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры.

При слиянии нескольких юридических лиц к административной ответственности привлекается вновь возникшее юридическое лицо. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к административной ответственности привлекается присоединившееся юридическое лицо. При разделении юридического или выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к административной ответственности привлекается то юридическое лицо, к которому согласно разделительному балансу перешли права и обязанности по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которым было совершено административное правонарушение. При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида к ответственности привлекается вновь возникшее юридическое лицо. В этих случаях административная ответственность наступает независимо от того, было ли известно привлекаемому к административной ответственности юридическому лицу о факте административного правонарушения до завершения реорганизации.