Введение и осуществление специальных административно – правовых режимов
Введение специального административно-правового режима является первой стадией процедуры осуществления режима. На примере введения режима чрезвычайного положения рассмотрим эту стадию.
«ЧП» на всей территории или ее отдельных местностях вводится указом Президента РФ с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Федеральный конституционный закон РФ «О чрезвычайном положении» устанавливает, что чрезвычайное положение вводится лишь при наличии обстоятельств, которые представляют собой непо-
средственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю Российской Федерации и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер. К таким обстоятельствам относятся:
а) попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и местного самоуправления;
б) чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в т.ч. эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесения ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно – спасательных и других неотложных работ.
Указ Президента незамедлительно передается на утверждение Совета Федерации. В указе должны быть определены:
1) обстоятельства, послужившие основанием для введения чрезвычайного положения;
2) основание необходимости введения специального режима;
3) границы территории, на которой вводится чрезвычайное положение;
4) силы и средства, обеспечивающие режим «ЧП»;
5) перечень чрезвычайных мер и пределы их действия, исчерпывающий перечень временных ограничений прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, прав организаций и общественных
объединений;
6) государственные органы (должностные лица), ответственные за осуществление мер, применяемых в условиях чрезвычайного положения;
7) время вступления указа в силу, а также срок действия чрезвычайного положения.
Указ Президента РФ о введении чрезвычайного положения подлежит незамедлительному обнародованию по каналам радио и телевидения, а также незамедлительному официальному опубликованию.
Совет Федерации Федерального Собрания РФ в срок, не превышающий 72 часов с момента обнародования указа Президента, рассматривает вопрос об о утверждении этого указа и принимает соответствующее постановление. Указ Президента РФ, не утвержденный Советом Федерации, утрачивает силу по истечении 72 часов с момента его обнародования, о чем население Российской Федерации или соответствующих ее отдельных местностей оповещается в том же порядке, в каком оно оповещалось о введении чрезвычайного положения.
Режим ЗАТОвводится указом Президента РФ по предложению Правительства РФ. Предложения о установлении административной подчиненности, об определении границ и об отводе земель создаваемого закрытого образования вносятся Правительством по согласованию с органами государственной власти субъекта РФ, в ведении которых находятся соответствующие территории.
Информирование заинтересованных субъектов о введении специального административно – правового режима происходит следующим образом.
В случае введения «ЧП» или «ВП» федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, согласно международным обязательствам Российской Федерации, вытекающим из Международного пакта о гражданских и политических правах и Конвенции о защите прав человека и основных свобод, в трехдневный срок уведомляет Генерального секретаря ООН и информирует Генерального секретаря Совета Европы о временных ограничениях прав и свобод, составляющих отступления от обязательств по указанным международным договорам, об объеме этих отступлений и о причинах принятия такого решения (ст.37 ФКЗ «О чрезвычайном положении», ст. 22 ФКЗ «О военном положении»).
Военное положение на территории РФ или в отдельных ее местностях вводится также указом Президента РФ, который незамедлительно сообщает о введении военного положения Совету Федерации и Государственной Думе.
Основанием для введения Президентом РФ военного положения в соответствии с ч.2 ст. 87 Конституции РФ является агрессия против Российской Федерации или непосредственная угроза агрессии.
Агрессией против РФ в соответствии с общепризнанными принципами и нормами признается применение вооруженной силы иностранным государством (группой государств) против суверенитета, политической независимости и территориальной целостности Российской Федерации или каким – либо иным образом, несовместимым с Уставом ООН.
Актами агрессии против РФ независимо от объявления иностранным государством (группой государств) войны Российской Федерации признаются:
1) вторжение, нападение вооруженных сил иностранного государства на территорию РФ, любая военная оккупация территории РФ, являющаяся результатом такого вторжения или нападения, либо любая аннексия территории РФ или ее части;
2) бомбардировка вооруженными силами иностранного государства территории РФ или применение любого оружия иностранным государством против РФ;
3) блокада портов или берегов;
4) засылка иностранным государством или от имени иностранного государства вооруженных банд, групп, иррегулярных сил или наемников, которые осуществляют акты применения вооруженных сил против РФ;
5) другие акты применения вооруженной силы иностранным государством против суверенитета, политической независимости и территориальной целостности Российской Федерации.
В указе Президента о введении военного положения должны быть определены: обстоятельств, послужившие основанием для введения военного положения; дата и время, с которых начинается действие военного положения; границы территории, на которой вводится военное положение.
Указ подлежит незамедлительному обнародованию, а также незамедлительному официальному опубликованию.
Указ передается на утверждение Совета Федерации. Вопрос о об утверждении указа должен быть рассмотрен в течение 48 часов с момента получения указа. Не утвержденный Советом Федерации указ прекращает свое действие со следующего дня после принятия такого решения, о чем население РФ или соответствующих ее отдельных местностей оповещается в том же порядке, в каком оно оповещалось о введении военного положения.