Основы процедур введения и осуществления специальных административно – правовых режимов

Законодательной основой, определяющей процедуру введения и осуществления специальных административно – правовых режимов является система нормативно- правовых актов, в том числе которых Конституция РФ, федеральный конституционный закон от 30 мая 2001г. «О чрезвычайном положении», федеральный конституционный закон от 30 января 2002г. «О военном положении», закон РФ от 14 июля 1992г. «О закрытом административно – территориальном образовании» и другие.

Нормативные правовые акты, принятые для обеспечения САПР действуют только в период введения и осуществления режима и утрачивают свою силу одновременно с момента отмены или прекращения режима.

В нормативных правовых актах, регламентирующих порядок введения и осуществления САПР используется ряд понятий и терминов.

Чрезвычайное положение означает вводимый в соответствии с Конституцией и ФКЗ «О чрезвычайном положении» Президентом РФ на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно – правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные ФКЗ отдельные ограничения прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей.

Под военным положением понимается особый правовой режим, вводимый на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией РФ Президентом РФ в случае агрессии против России или непосредственной угрозы агрессии.

Закрытое административно – территориальное образование (ЗАТО) – это имеющее органы местного самоуправления территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включая специальные условия проживания граждан.

Действующее законодательство позволяет выделить ряд принципов процедуры введения и осуществления специальных административно – правовых режимов.

Принцип приоритета прав и свобод граждан.

Этот принцип означает, что введение САПР нередко связано с отдельными ограничениями прав и свобод граждан, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей, тем не менее эти меры применяются исключительно для обеспечения безопасности

граждан и защиты конституционного строя.

Принцип равенства в условиях введения и осуществления САПР означает, что применение мер и ограничений не должно повлечь за собой какую – либо дискриминацию отдельных лиц или групп населения исключительно по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, а также по другим обстоятельствам.

Принцип целесообразности означает то, что режимы вводятся для достижения определенных, установленных законодательством, целей. Так, режим «ЧП» вводится для устранения обстоятельств, послуживших основанием для его введения, обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина, защиты конституционного строя Российской Федерации.

Процедуру введения и осуществления САПР можно разделить на ряд стадий.

1. Введение специального режима. Информирование заинтересованных субъектов о его введении.

2. Осуществление специального режима.

3. Отмена или прекращение САПР. Информирование заинтересованных субъектов об отмене или прекращении САПР,