Понятие административного принуждения

Лекция № 9. Административное принуждение

До настоящего времени в российском законодательстве отсутствует понятие административного принуждения; даже в общей форме не определена система органов, устанавливать те или иные меры принуждения, их компетенция, механизм применения, гарантии соблюдения законности.

Под административным принуждением как видом государственного принуждения следует понимать психическое либо физическое воздействие на сознание и поведения с целью понудить их путем угрозы применения предусмотренных в законодательстве административных санкций к должному поведению (совершению определенных действий), либо к подчинению установленным запретам и ограничениям, а равно само применение мер административного воздействия.

В обществе (государстве) существуют различные виды принуждения. По объекту воздействия различаются психическое, материальное, организационное и физическое воздействие. Последнее может быть направлено на личность ,ее имущество. Примерами организационного воздействия являются увольнение, исключение, лишение прав, ликвидация организаций. Деление это в значительной степени условно, так как нередко эти способы влияния на граждан и организации совпадают.

Принудительные меры могут применяться как к индивидуальным так и к коллективным субъектам права.

По юридическому критерию очень важно отличать легальное (правовое) и нелегальное, не основанное на законе принуждению (насилие). Видами нелегального принуждения являются агрессия, внешнее насилие. Источниками насилия могут быть преступность, охлократия (власть толпы, самосуд), бандократия (власть незаконных формирований). Источником насилия внутри страны нередко являются злоупотребления ее властных структур, некомпетентность, халатность должностных лиц, т.е. административный произвол.

Юридическая наука изучает правовое принуждение, которое применяется на основе юридических норм, и в связи с их нарушением понуждает к соблюдению властных предписаний публичной власти.

Принуждение осуществляется как реакция государственных органов на неправомерное, вредное для общества поведение людей. Его использование обусловлено конфликтом между волей, выраженной в правовом акте, и индивидуальной волей лиц, нарушающих его. Если же нет неправомерных действий, нет и принудительных акций. Именно здесь и лежит граница правового принуждения.

Правовое принуждение применяется только к конкретным субъектам права