Виды форм государственного управления

Административно – правовые формы можно классифицировать по различным критериям.

В зависимости от последствий правомерных действий органов исполнительной власти:

1. правовые формы – это формы, выражающие действия, влекущие юридические последствия. Таковыми являются издание нормативных и индивидуальных актов. Изданием правовых актов обеспечивается управляющее воздействие на отношения в различных сферах общества, осуществляется их правотворческая, правоприменительная и правоохранительная деятельность.

Путем издания правовых актов юридически обеспечивается осуществление государственного управления как организующей деятельности государства. В этой форме органы исполнительной власти реализуют свои юридически властные полномочия по выполнению возложенных на них задач и обязанностей;

2. неправовые формы – это формы, выражающие действия органов исполнительной власти, непосредственно не влекущие правовые последствия. Они могут лишь инициировать или быть предпосылкой совершения действий, влекущих юридические последствия. Примерами неправовых форм являются осуществление организационных мероприятий, совершение материально – технических операций. Их роль является вспомогательной (делопроизводство, совещания, инструктажи, экспедиция, охрана и т.д.).

Правовые формы государственного управления классифицируются по содержанию, целенаправленности и способу выражения.

По содержанию правовая форма государственного управления подразделяется на правотворческую (правоустановительную) и правоприменительную.

Правотворческая управленческая деятельность заключается в выработке правовых норм, их усовершенствовании, изменении и отмене, т.е. в издании нормативных правовых актов управления. Правотворчество представляет собой сложную систему действий:

- решение органа о необходимости разработки проекта нормативного акта управления;

- подготовка текста проекта, его предварительное обсуждение, доработка, согласование, предварительное одобрение соответствующим органом, внесение проекта в правотворческий орган;

- обсуждение проекта в правотворческом органе;

- принятие или утверждение проекта;

- опубликование принятого нормативного акта управления.

Правоприменительная деятельность органов и должностных лиц, осуществляющих управление, заключается в действиях субъектов управления подведению конкретного, имеющего юридическое значение факта под соответст-

вующую норму права в целях принятия индивидуального акта, т.е. разрешения на основе норм права конкретных управленческих дел (вопросов).

Правоприменительная деятельность включает:

- установление фактических обстоятельств дела;

- выбор, отыскание соответствующей нормы права, которую необходимо применить к данной ситуации (проверка подлинности юридической силы нормы, выявление пределов ее действия во времени и в пространстве );

- уяснение смысла и содержания нормы, т.е. ее толкование;

- принятие по делу решения, индивидуального акта;

- исполнение акта применения.

Правоприменительная деятельность по содержанию и по свойствам правовых норм, применяемых органами управления и должностными лицами, подразделяется на две формы: регулятивную и правоохранительную.

Регулятивная форма правоприменения используется для разрешения индивидуальных, конкретных управленческих дел и вопросов организационного , оборонного, социально – культурного, внутреннего и внешнеполитического характера, для реализации прав и законных интересов граждан, государственных органов, предприятий, учреждений и организаций в сфере управления.

Правоохранительная форма правоприменения направлена на охрану урегулированных юридическими нормами управленческих отношений и призвана обеспечить их неприкосновенность. Посредством этой формы деятельности:

- разрешаются юридические споры, возникающие в сфере управления;

- осуществляется защита субъективных прав граждан, государственных органов, общественных объединений, предприятий, учреждений, государственных служащих в сфере управления;

- применяются меры государственного принуждения к лицам, не выполняющим административно – правовые и иные юридические обязанности.

По целенаправленности (целям использования) правовые формы управленческой деятельности подразделяются на внутренние и внешние.

Правовые формы внутриуправленческой деятельности используются для решения

организационно – штатных вопросов, руководства сотрудниками и структурными подразделениями внутри самого органа, а также управления нижестоящими по подчиненности органами. Правовые формы внешней деятельности используются в целях обеспечения выполнения возложенных на орган задач и функций, составляющих содержание управленческой деятельности.

Внутренние и внешние правовые формы управления могут быть как правотворческими, так и правоприменительными.

По способу выражения правовые государственного управления подразделяются на словесные (письменные и устные) и конклюдентные. Выбор и использование того или иного способа выражения правовых форм управленческой деятельности предопределяются ее юридическими свойствами. Единственно приемлемым способом выражения правотворческой деятельности следует признать словесный – письменный способ. Результатом правотворчества субъектов государственного управления является нормативный юридический акт, который представляет собой официальный акт – документ. Только в своем «документально – содержательном» ракурсе нормативный акт может рассматриваться в виде формы права, носителя юридических норм. Правоприменительная деятельность выражается письменным, устным и конклюдентным способами.

Наиболее распространенный способ выражения результата управленческой правоприменительной деятельности – индивидуальный письменный акт – документ. Он используется при решении вопросов (дел), требующих фиксации правоприменения, его стабильности, точности, определенности и т.п.

Широко используется и устный способ (устные приказы и приказания, распоряжения, команды). Этот способ часто применяется при решении вопросов оперативного характера и в военизированных органах.

Правоприменение может осуществляться при помощи определенных сигналов, жестов, движений, знаков и других конклюдентных действий, явно выражающих решение субъекта применения права.

К неправовым формам относятся формы выражения организационных и материально – технических действий по управлению.

Неправовые формы, как и правовые, связаны с компетенцией субъектов управления.

Организационные управленческие действия выражаются в изучении, обобщении и распространении положительного опыта, в обучении исполнителей, в их инструктировании, оказании практической помощи исполнителям на местах, разработке научно обоснованных рекомендаций и мероприятий по внедрению достижений науки и техники и др.

Организационные мероприятия не связаны непосредственно с возникновением, изменением и прекращением конкретных административно – правовых отношений. Они осуществляются в процессе текущей управленческой деятельности.

Материально – технические действия имеют вспомогательное значение, однако с их помощью материально обеспечивается осуществление всех форм государственного управления.

К материально – техническим действиям, например, относятся: составление справок, отчетов, ведение делопроизводства, оформление документов, регистрация фактов, размножение материалов и документов и др. Материально – технические действия призваны обеспечить четкую и эффективную работу субъектов управления. Они облегчают процесс управления, повышают производительность и культуру управленческого труда. По мере усложнения процессов управления значение и объем материально – технических действий постоянно увеличиваются. Эта форма управленческой деятельности наиболее нуждается в оснащении оргтехникой, в механизации и автоматизации.