Виды органов исполнительной власти
Система органов исполнительной власти весьма многообразна. Данные органы можно классифицировать по ряду признаков.
1. В соответствии с федеральным государственным устройством РФ выделяются:
а) федеральные органы исполнительной власти;
б) ораны исполнительной власти Субъектов РФ. Эта группа включает в свой состав соответствующие органы республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных областей и автономных округов.
Существует ряд организационно-правовых особенностей, применительных к федеральным органам исполнительной власти и к аналогичным органам субъектов Федерации. Так, федеральные органы исполнительной власти могут создавать свои территориальные органы, действующие на территории субъектов Федерации, но не входящие в систему исполнительных органов республик краев, областей и т.п.
Кроме того, федеральные органы создают межтерриториальные дополнительные органы, действующие на территории нескольких субъектов Федерации (например, органы военного управления).
2. По правовым основаниям создания органы исполнительной власти делятся на:
а) органы, образование которых предусмотрено Конституцией РФ, конституциями, уставами субъектов РФ, законами (например, правительства, территориальные органы исполнительной власти и т.д.);
б) органы, образование которых предусмотрено подзаконными правовыми актами: Президента РФ, высших должностных лиц субъектов РФ, Правительства РФ и других уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, например, министерств.
3. Органы исполнительной власти можно различать и по характерукомпетенции:
а) органы исполнительной власти общей компетенции, которые осуществляют функции управления в отношении всех или широкого круга объектов. Органы общей компетенции руководят на подведомственной территории всеми или большинством отраслей, обеспечивают там комплексное экономическое, социально-культурное развитее. Это Правительство РФ, правительства субъектов Федерации;
б) органы исполнительной власти отраслевой компетенции, которые осуществляют свои функции в отношении порученных им сфер отраслевой деятельности. К ним относятся, прежде всего, федеральные министерства и находящиеся в их ведении федеральные агентства. В частности, Министерство образования и науки и Федеральное агентство по образованию;
в) органы исполнительной власти межотраслевой компетенции – это органы права и обязанности которых относятся к управлению на соответствующей территории вопросами, имеющими межотраслевое (или межведомственное) значение. Это антимонопольная политика, тарифы, гидрометеорология, государственная статистика, финансовые рынки и т.д.) На федеральном уровне такой компетенцией теперь наделены в основном лишь соответствующие федеральные службы, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ.
г) органы специальной компетенции.К специальной компетенции принято относить осуществление надзорных, контрольных, разрешительных, регистрационных и некоторых других правоохранительных полномочий. На федеральном уровне органами исполнительной власти специальной компетенции являются федеральные службы, которые осуществляют весь объем специальных полномочий. К органам специальной компетенции относятся также органы обеспечения обороны и государственной безопасности.
4. По организационно-правовым формам и названию различают следующие органы исполнительной власти ( и их структурные подразделения): правительства, кабинеты министров, федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства, государственные комитеты, департаменты, главные управления и управления и др.
Правительство – орган исполнительной власти общей компетенции Российской Федерации, республик, входящих в состав России, некоторых других субъектов Федерации (например, Правительство Челябинской области).
Кабинет министров – название правительства в некоторых республиках в составе России (например, Чувашской республике).
Министерство – орган исполнительной власти Российской Федерации, республик в составе России и других субъектов (например, министерство здравоохранения Челябинской области).
Комитет – орган исполнительной власти отраслевой или межотраслевой компетенции субъектов Российской Федерации.
Администрация – орган исполнительной власти общей компетенции краев, областей, автономных образований.
Мэрия - орган общей компетенции в городах федерального значения в Москве и Санкт – Петербурге.
5. По порядку разрешения вопросов органы исполнительной власти подразделяются на следующие виды.
Единоначальные органы, в которых подведомственные им вопросы разрешаются единолично руководителем данного органа (министерства, федеральные службы и др.). Во многих единоначальных органах существуют коллегии, но их решения проводятся в жизнь приказами руководителя органа, который и несет персональную ответственность за организацию работы. Коллегии в таких случаях являются консультативно-совещательными формированиями.
Коллегиальные органы, органы в которых подавляющее большинство вопросов, причем имеющих наиболее важное значение, решается только коллегиально. Издаваемые при этом правовые акты являются актами органа, хотя подписываются его руководителем. Коллегиальными органами являются Правительство РФ и правительства субъектов Федерации.
6. По территории деятельности. Этот критерий определяется федеративным устройством и административно-территориальным делением Российской Федерации. По территориальным масштабам деятельности различаются;
- федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие свою деятельность на всей территории России (Правительство РФ, федеральные министерства, федеральные службы, государственные комитеты и федеральные агентства);
- федеральные территориальные органы исполнительной власти. Территориальные органы принадлежат федеральным органам, создавшим их и действуют под непосредственным руководством. Создание, реорганизация и ликвидация территориальных органов производятся соответствующим федеральным органом исполнительной власти по согласованию, в отдельных случаях, с администрациями субъектов Российской Федерации. Финансирование деятельности территориальных органов осуществляется, как правило, за счет средств федерального бюджета;
- органы исполнительной власти субъектов Российской федерации. Субъекты Российской Федерации формируют свои системы и структуру органов исполнительной власти в соответствии с нормативными актами, устанавливающими общие принципы организации системы их органов государственной власти. Установление таких принципов относится к совместному ведению РФ и ее субъектов.
Каждый субъект РФ имеет собственную систему органов исполнительной власти, осуществляющих свою деятельность в рамках предмета ведения, установленного Конституцией РФ. Вместе с тем в пределах ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения федеральные органы и органы субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти.