ИСТОРИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА КАК МЕХАНИЗМА МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ.

Смотри подробнее - допматкиэ\34\ван дер вее.doc , допматкиэ\34\камерон.doc , допматкиэ\34\неровня.doc , допматкиэ\34\кузнецова.doc

Ближе к концу войны в Европе уже были предприняты первые попытки создания таможенных союзов и осуществления идеи европейской экономической интеграции. В 1944 г правительства в изгнании Бельгии, Голландии и Люксембурга еще будучи в Лондоне приняли решение о создании с 1 января 1948 г таможенного союза, известного в последствии под названием “Бенилюкс”. В его рамках были отменены в 1949-50 гг ограничения на импорт промышленной продукции, а к середине 50-х рабочая сила и капиталы также перемещались свободно. Таможенный союз облегчил проведение структурных реформ в промышленности стран Бенилюкса, а также породил новый вид МРТ: не столько между различными отраслями, сколько внутри них. В 1948 г Франция и Италия образовали таможенный союз, известный как Франситал, вступление которого в силу было намечено на 1955 г.

Еще более важным событием стало создание Европейского сообщества угля и стали (ЕОУС) с 25 июля 1952 г , решающего этапа на пути к интеграции. Соглашение об этом было подписано Францией, ФРГ, Италией и странами Бенилюкса 18 апреля 1951 г. В его рамках отменялись импортные и экспортные пошлины, всяческие количественные ограничения, субвенции и другие дискриминационные меры. Функции контроля предоставлялись наднациональной Высшей власти, состоявшей из независимых представителей Сообщества. Решения этого органа имели исполнительную силу для всех членов организаций, а также для предприятий обеих отраслей. Высшая власть должна была обеспечивать максимальный уровень производства угля и стали при минимальных издержках. Помимо этого, данная продукция должна была предоставляться в распоряжение всех членов Сообщества без ограничений и по единым , установленным этим органом ценам. Особенно сильным был психологический эффект от факта учреждения и функционирования ЕОУС. Центр европейской тяжелой промышленности, сконцентрированный в Рурском басейне, Саарской области, Лимбурге, Валлонии, Люксембурге и Лотарингии, перестал быть источником войн и конфликтов и превратился в место , где развивался процесс сотрудничества и прогресса. Институциональные инновации, которые принесла деятельность ЕОУС, также явились положительным моментом.

27 мая 1952 г шесть государств - членов ЕОУС подписали договор об образовании Европейского оборонительного сообщества, который предполагал ведение общей внешней политики и в долговременной перспективе полную политическую интеграцию. В его рамках, согласно плану Спаака и подписанному в 1957 г Римскому договору , должен был в три этапа создан общий рынок. Для этого : 1) необходимо было подготовить национальные рынки к слиянию через создание таможенного союза, который не только устранил бы пошлины, но и уничтожил бы все количественные ограничения и другие меры нетарифного регулирования на территории шести государств; 2) предусматривалось установление общей политики в области с/х и транспорта с одновременной гармонизацией законодательства в других секторах экономики; 3) обеспечение свободы передвижения рабочей силы, капиталов, товаров и услуг.

Выполнение данного плана началось с 1 января 1958 г, когда начали работу ЕЭС и Евратом (“Европа шести”). Первая стадия развивалась без особых трудностей и к 1 января 1968 г таможенный союз состоялся как во внутреннем, так и во внешнем плане. Ограничения в торговле были устранены, и в области конкуренции стала проводиться активная политика, целью которой было ограничение создания картелей и проведение всевозможных слияний, которые могли бы предоставить монопольные позиции некоторым крупным предприятиям. Смысл гармонизации в фискальной сфере состоял в замене режимов различных косвенных налогов на единую систему налога на добавленную стоимость. Другие меры были направлены на стандартизацию в области технических норм и координацию экономического законодательства, в частности акционерного. Создание таможенного союза повлекло за собой возникновение целой серии специфических европейских институтов :Европейской комиссии и Совета министров в Брюсселе, Суда в Люксембурге и Европейского парламента в Страсбурге.

Второй стадией стала разработка и осуществление единой с/х политики, которая должна была гарантировать единообразие цен на с/х в Европе. С ее помощью можно было удерживать цены на аграрную продукцию на уровне выше мировых, с целью гарантирования удовлетворительного дохода с/х сектору, сопоставимого с доходом других социально-профессиональных категорий. Это было сделано лишь в 1967 г. С аграрной политики внимание переместилось на интеграцию в области транспорта, налогов и конъюнктуры. Причем наименьший прогресс был достигнут в транспортной сфере и энергетике.

Плодотворными оказались усилия по созданию общего бюджета Сообщества, который в 1977 г составил 0,7% от ВНП стран ЕЭС. Поступления в него шли как от импортных пошлин, действовавших на основе единого внешнего тарифа и взносов в фонд Единой с\х политики, а также от непосредственных выплат стран-членов. С 1979 туда же перечислялись 1% НДС. Определенные успехи были достигнуты в проведении общей антициклической политики и совместной борьбы с дефицитом платежного баланса.

Великобритания, оставшаяся за рамками этих сообществ, учредила вместе с Норвегией, Швецией, Данией, Австрией, Швейцарией и Португалией Европейскую ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ) - “Европа семи”. Функции последней были исключительно прагматическими и касались только промышленной продукции. Поэтому в отличие от ЕЭС институциональная структура ЕАСТ была неразвитой, а ее деятельность не имела большого успеха. Причинами этого было падение позиций Великобритании в мире (развал империи, уменьшение ее доли в миром товарообороте, поблек статус фунта стерлингов, неблагоприятной была и ситуация внутри страны). “Европа шести” же испытывала значительный экономический рост. Создание “Общего рынка” имело эффект ускорителя этого процесса, который даже перешагнул рамки ЕЭС. Так, торговый оборот между государствами-членами ЕАСТ и ЕЭС рос быстрее, чем внутри самой зоны свободной торговли. Поэтому после длительных переговоров и согласований в январе 1972 г Великобритания, Ирландия и Дания вышли из состава ЕАСТ и стали членами ЕЭС. Т. о. “Европа шести” превратилась в “Европу девяти”.

Значение ЕЭС. Увеличение с 1958 по 1968 г торгового оборота между членами Сообщества в 4 раза. Унификация торговли стала фактором развития как внутренних рынков, так и внешних, т. е. остального мира. В частности, бурное их развитие привлекало в Европу американские инвестиции, а с ними новые технологии и техники управления. Это, в конечном итоге, вело к улучшению геоэкономического равновесия индустриальных государств Запада. Наряду с положительными существовали и негативные моменты связанные с протекционизмом (высокий уровень тарифов для третьих стран и единая с/х политика) , который приводил к росту издержек, которые перекладывались на потребителя, подрывали производство и экспорт. Политика в области с\х доходов потерпела фиаско.