Деятельность органов прокуратуры в годы Великой Отечественной войны. Роль органов прокуратуры в разоблачении главных военных преступников на Нюрнбергском процессе (1945-1946 гг.).

Образование прокуратуры как государственного органа. Прокуратура Российской империи до и после судебной реформы 1864 года. Упразднение прокуратуры в ноябре 1917 года и поиски новых форм надзора за исполнением законов.

Лекция 2. Создание и основные этапы развития органов прокуратуры.

План

 

1.Образование прокуратуры как государственного органа. Прокуратура Российской империи до и после судебной реформы 1864 года. Упразднение прокуратуры в ноябре 1917 года и поиски новых форм надзора за исполнением законов.

2.Деятельность органов прокуратуры в годы Великой Отечественной войны. Роль органов прокуратуры в разоблачении главных военных преступников на Нюрнбергском процессе (1945-1946 гг.).

3.Прокурорский надзор в СССР 40-80-е годы ХХ века.

4.Этапы создания прокуратуры в Республике Беларусь с 1922 по 1979 годы. Закон Республики Беларусь “О прокуратуре Республики Беларусь” 1993 г.. Конституция Республики Беларусь об организации и деятельности прокуратуры.

 

 

Понятие прокуратуры происходит от латинского prosuro- забочусь, обеспечиваю, предотвращаю. При создании этого органа изначально идея состояла в обеспечении справедливости и законности, а не в карательном его предназначении.

Основателем органов прокуратуры и прокурорского надзора в России по праву считается Петр I.

Государственные реформы, проводимые Петром I, поставили вопрос о необходимости создания органа для надзора за соблюдением законности. Указом Петра I от 2 марта 1711 г. в России учреждается фискальная служба, которая являлась сугубо тайной, поэтому была непопулярной в общественном мнении, слабо влияла на создание обстановки законности и правопорядка. К тому же фискалы всех рангов не получали материального обеспечения от казны, существовали за счет “собственных кормовых”, а это вело к поборам, взяточничеству и иным злоупотреблениям.

Указом от 12 января 1722 г. учреждается прокуратура Российской империи. В отличие от службы фискалов прокуроры осуществляли надзор за исполнением законов гласно. 27 января 1722 г. Петром I был подписан Указ, учредивший должность Генерал-прокурора.

Прокуроры выполняли роль “взыскателей наказа” и одновременно “защитников невиновности”. Указ “О должности Генерал-прокурора” оставался основным законодательным актом о прокуратуре на протяжении всего XVIII в.

Прокуроры осуществляли надзор за законностью в деятельности других государственных органов. Они вели наблюдение за интересами казны, осуществляли надзор по арестантским делам, за местами содержания заключенных. Прокуроры были наделены правом опротестования незаконных решений государственных органов, вносить предложения по устранению иных нарушений законов.

Прокуратура в России учреждалась как надзорный орган и строилась как единая система на основе принципа централизации. Прокуроры преимущественно осуществляли надзор за законностью в деятельности государственных органов, должностных лиц, издаваемых ими правовых актов.

После смерти Петра I значение и престиж прокурора заметно снизились. Однако при императрицах Анне Иоанновне и Елизавете Петровне прокуратуре были предоставлены полномочия по осуществлению надзора за проведением в жизнь действующих и вновь принимаемых законов, что привело к повышению эффективности деятельности прокурорского надзора

Важным этапом в развитии прокурорской системы стала губернская реформа 1775 г. Задачи и полномочия местных прокуроров получили нормативное закрепление в законе «Учреждения в губерниях». Этим же законом было предусмотрено создание прокурорских должностей при судах, сформулированы задачи и полномочия губернских прокуроров.

В период царствования Павла I прокурорский надзор был существенно ослаблен, сокращены штаты органов прокуратуры в центре и на местах.

Прокурорская система, сформировавшаяся при Екатерине, практически в неизменном виде функционировала до середины XIX в..

Новый этап развития прокурорской системы наступил во второй половине XIX в.. Он связан с реформами судоустройства и уголовного судопроизводства.

29 сентября 1862 г. император Александр II утвердил Основные положения преобразования судебной части в России, осуществившие реорганизацию прокурорских органов.

Прокуратуре предписано было наблюдать за единообразным и точным соблюдением закона, преследовать всякие нарушения законного порядка и требовать его восстановления; формулировать Предложения суду в случаях, предусмотренных законодательством о гражданском и уголовном судопроизводстве.

Судебные уставы 1864 г. ограничивали прокурорский надзор за исполнением законов судебной властью, возлагая на прокуроров только функции поддержания государственного обвинения по уголовным делам в суде. Прокуроры наделялись обширными полномочиями при осуществлении надзора за дознанием и предварительным следствием. В 1886 г. было принято новое Положение о губернской прокуратуре, имевшее силу закона. Этим актом губернские прокуроры наделялись правами и обязанностями, близкими к тем, которые были определены прокурорам судебными уставами. За губернскими прокурорами сохранялись, хотя в меньшем объеме, функции общего надзора. Губернские прокуроры получили право осуществлять надзор за дознанием и следствием. На них также была возложена обязанность обвинения в судах по уголовным делам.

После Октябрьской революции Совет Народных Комиссаров 24 ноября 1917 г. принял Декрет о суде №1, по которому были упразднены существовавшие институты судебных следователей, прокурорского надзора. В декретах Советской власти, написанных В.И. Лениным, подчеркивалась необходимость строжайшего революционного порядка, борьбы с контрреволюцией, саботажем, спекуляцией.

VI Всероссийский (Чрезвычайный) съезд Советов, собравшийся в первую годовщину Октябрьской революции, принял постановление «О точном соблюдении законов». Основным орудием проведения в жизнь новых законов стал советский государственный аппарат. Контроль за соблюдением законов возлагался на ЦИК, Советы народных комиссаров и создаваемые ими органы. Важную роль в обеспечении законности играли Народный комиссариат юстиции, советские судебные учреждения, Народный комиссариат государственного контроля, Рабоче-крестьянская инспекция.

Надзор за законностью, в частности в деятельности следственных комиссий, избираемых Советом рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, возлагался на коллегии обвинителей, избираемых местными Советами. Эти коллегии участвовали в заседаниях следственных комиссий при решении вопроса о предании суду, давали заключения о подсудности дел, формулировали обвинение.

Декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 16 мая 1918 г. при революционном трибунале была учреждена Центральная коллегия обвинителей, состав которой избирался ВЦИК. Она руководила деятельностью коллегий обвинителей при революционных трибуналах.

Частично функции надзора за соблюдением декретов и привлечения к ответственности нарушающих их лиц взяла на себя Всероссийская чрезвычайная комиссия (ВЧК).

1 января 1922 г. был опубликован первый проект декрета о государственной прокуратуре, в котором предполагалось ее создание в составе Министерства юстиции с ограниченными полномочиями. При этом возобладало влияние губернских чиновников, не желавших иметь рядом с собой независимого от них прокурора.

Народный комиссариат юстиции по предложению В.И. Ленина подготовил проект Положения о прокурорском надзоре. В мае 1922 г. этот проект был вынесен на третью сессию ВЦИК IX созыва. Оппозиция предлагала создать прокуратуру с двойным подчинением - центральной прокурорской власти и губисполкомам.

В ходе голосования проект Положения о прокурорском надзоре не получил большинства голосов и был передан для доработки в созданную сессией ВЦИК юридическую комиссию, которая высказалась за двойное подчинение прокуроров.

26 мая 1922 г. состоялось голосование. 28 мая 1922 г. председатель ВЦИК М.И. Калинин и секретарь ВЦИК А.С. Енукидзе подписали постановление о принятии Положения о прокурорском надзоре. Этот день считается днем образования прокуратуры.

В положении о прокурорском надзоре прежде всего нашли отражение основополагающие принципы организации и деятельности органов прокуратуры:

- централизация и единоначалие органов прокурорского надзора;

- строгое подчинение нижестоящих прокуроров вышестоящим;

- независимость органов прокуратуры от местных влияний;

- опора прокурорских органов на широкую общественность.

Положение о прокурорском надзоре определило как предмет, так и пределы надзора прокуроров за неуклонным исполнением законов.

На прокуратуру были возложены следующие функции: осуществление от имени государства надзора за законностью деятельности всех органов власти, хозяйственных учреждений, общественных и местных организаций и частных лиц путем возбуждения уголовного преследования против виновных и опротестования постановлений, принятых в нарушение закона; непосредственное наблюдение за деятельностью органов дознания и органов ГПУ; поддержание обвинения в суде; наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей.

Существенной особенностью этого периода деятельности прокуратуры являлось включение в нее общего надзора в качестве самостоятельной отрасли.

С образованием СССР наряду с другими общесоюзными государственными органами были учреждены Верховный Суд СССР и Прокуратура Верховного Суда СССР. Заметной вехой в дальнейшем законодательном регулировании организационного построения и деятельности органов прокуратуры являлось постановление ЦИК и СНК СССР от 29 июня 1933 г. об учреждении прокуратуры СССР.

С принятием Конституции СССР 1936 г. завершилось законодательное оформление правового статуса прокуратуры.

24 мая 1955 г. принимается Положение о прокурорском надзоре, утвержденное Указом Президиума Верховного Совета СССР. Этим Положением в своей деятельности руководствовались все органы прокуратуры СССР до 1979 г., когда Верховный Совет СССР с целью усиления прокурорского надзора принял новый Закон «О прокуратуре СССР».

16 ноября 1922 г. ВЦИК и СНК РСФСР приняли Декрет, в котором было определено, что никакие органы власти не могут производить аресты прокуроров, их помощников и следователей без предварительного разрешения прокурора республики. Виновные в нарушении этого Декрета подвергались ответственности в уголовном порядке.

По представлению Прокурора РСФСР СНК РСФСР 8 марта 1923 г. принимает специальное постановление, в котором предписывалось соответствующим должностным лицам довести до сведения всех наркоматов, что лица прокурорского надзора по своей должности должны быть пропускаемы во все помещения подведомственных им учреждений, для чего наркоматам надлежит издать соответствующие распоряжения по своим ведомствам.

Сложились объективные предпосылки для централизации прокурорского надзора.

Начиная с 1926 г. органы прокуратуры по существу приобретают монопольное право производства предварительного расследования преступлений. Утвержденное 19 ноября 1926 г. ВЦИК Положение о судопроизводстве РСФСР определило правовой статус следователей органов прокуратуры, подчеркивая их процессуальную самостоятельность при принятии конкретных решений и в то же время поднадзорность органам прокуратуры при применении уголовного и уголовно-процессуального законодательства.

В Положении были сформулированы определенные требования профессионального и морально-этического характера, которым должны отвечать лица, назначаемые на должность народных следователей, старших следователей и следователей по важнейшим делам.

В положении о Верховном Суде СССР и Прокуратуре Верховного Суда СССР, утвержденном 24 июля 1929 г. постановлением ЦИК и СНК СССР, были четко определены предмет и пределы общенадзорной деятельности прокуратуры.

Согласно ст. 58 Положения в области общего надзора за законностью Прокурору Верховного Суда Союза СССР принадлежало:

а) наблюдение за законностью с точки зрения Конституции Союза ССР и общесоюзного законодательства, постановлений Совета Народных Комиссаров Союза ССР и иных центральных учреждений Союза ССР, кроме Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР, его Президиума, Совета Народных Комиссаров Союза ССР и Совета Труда и Обороны, с внесением представлений по поводу усмотренных нару­шений в Пленум Верховного Суда Союза ССР, а в отдельных, не терпящих отлагательства случаях - непосредственно в Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР;

б) наблюдение за законностью с точки зрения Конституции Союза ССР и общесоюзного законодательства, постановлений центральных исполнительных комитетов союзных республик и их президиумов с внесением представлений по поводу усмотренных нарушений в Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР;

в) наблюдение за законностью действий Объединенного Государственного Политического Управления;

г) наблюдение за законностью действий народных комиссариатов и иных центральных учреждений Союза ССР и организаций общесоюзного значения с правом запрашивать их по поводу допущенных ими незаконных действий и опротестовывать эти действия соответственно в Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР или в Совет Народных Комиссаров Союза ССР.

Прокурорам было предоставлено право запрашивать народные комиссариаты и иные центральные ведомства по поводу допущенных или незаконных решений и действий и опротестовывать их в Президиум ЦИК и CHK CCCP.

В соответствии со ст. 59 Положения в области судебного надзора Прокурор Верховного Суда CСCP осуществлял:

- наблюдение за правильным и единообразным применением общесоюзного законодательства в практике судебных учреждений Союза ССР и союзных республик с внесением представлений в Пленум Верховного Суда Союза ССР о даче руководящих разъяснений и толкований Верховным Судам союзных республик;

- наблюдение за соответствием постановлений Пленумов Верховных Судов союзных республик общесоюзному законодательству с внесением в Пленум Верховного Суда Союза ССР представлений об опротестовании этих постановлений в Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР в случаях противоречия их общесоюзному законодательству или нарушения ими интересов других союзных республик;

- надзор за правильным применением действующего законодательства в приговорах, решениях и определениях коллегий и специальных судебных присутствий Верховного Суда Союза ССР, а также кассационного присутствия военной коллегии Верховного Суда Союза ССР с внесением протестов в Пленум Верховного Суда Союза ССР;

- надзор за производством дел в военных трибуналах и военной прокуратуре.

До 1933 г. органы прокуратуры структурно входили в состав Верховного Суда СССР. В то же время на Прокурора СССР и возглавляемые им органы возлагалась обязанность по осуществлению надзора за соблюдением законности в уголовном и гражданском судопроизводстве.

В соответствии с п. 1 постановления Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров СССР от 20 июня 1933 г. была учреждена Прокуратура Союза CCР. Прокуратура Верховного Суда была упразднена.

Прокурор Союза ССР назначался ЦИК СССР и был ему подотчетен, а также его Президиуму. Помимо этого, Прокурор Союза ССР был подотчетен и СНК СССР.

Согласно п. 2 постановления Прокурор Союза ССР осуществлял:

а) надзор за соответствием постановлений и распоряжений отдельных ведомств Союза ССР и союзных республик и местных органов власти Конституции и постановлениям Правительства Союза ССР;

б) наблюдение за правильным и единообразным применением законов судебными учреждениями союзных республик с правом истребования любого дела в любой стадии производства, опротестования приговоров и решений судов в вышестоящие судебные инстанции и приостановления их исполнения;

в) возбуждение уголовного преследования и поддержание обвинения во всех судебных инстанциях на территории Союза ССР;

г) надзор на основе особого положения за законностью и правильностью действий ОГПУ, милиции, уголовного розыска и исправительно-трудовых учреждений;

д) общее руководство деятельностью прокуратур союзных республик.

Дальнейшим шагом в развитии законодательства о Прокурорском надзоре стало утверждение постановлением ЦИК и СНК СССР от 17 декабря Положения о Прокуратуре Союза CCP.

В соответствии с Положением на Прокуратуру Союза ССР возлагались следующие функции:

- надзор за соответствием постановлений и распоряжений отдельных ведомств Союза ССР и союзных республик и местных органов власти Конституции Союза ССР, постановлениям и распоряжениям Правительства Союза ССР;

- соблюдение за правильным и единообразным применением законов судебными учреждениями;

- возбуждение уголовного преследования и поддержание обвинения во всех судебных инстанциях на территории Союза ССР;

- надзор на основе особого положения за законностью и правильностью действий ОГПУ, милиции и исправительно-трудовых учреждений;

- общее руководство деятельностью прокуратур союзных республик.

Однако прокуроры союзных республик оставались в системе республиканских Народных комиссариатов юстиции.

В Положении о Прокуратуре Союза ССР были определены отрасли прокурорского надзора: общий надзор, надзор за правильным и единообразным исполнением законов органами дознания и предварительного следствия; надзор за законностью и правильностью действий ОГПУ, милиции, исправительно-трудовых учреждений. В Положении были определены система и структура органов прокуратуры. В качестве структурных подразделений в прокуратуру входили военная и транспортная прокуратуры.

Положением подробно были сформулированы функции центрального аппарата Прокуратуры СССР. Его главное предназначение заключалось в осуществлении руководства нижестоящими прокуратурами путем издания различного рода указаний и распоряжений, созыва совещаний подчиненных прокуроров и следователей, проведение проверок деятельности нижестоящих прокуратур, получение регулярных отчетов об их деятельности. На прокуратуру СССР возлагались функции по подбору, расстановке и воспитанию кадров прокуроров и следователей.

VIII Чрезвычайным съездом Советов Союза ССР 5 декабря 1936 г. была принята Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик. Впервые в истории конституционного законодательства введено понятие высшего надзора прокуратуры за точным исполнением законов. Согласно ст. 113 Конституции высший надзор за точным исполнением законов всеми министерствами и подведомственными им учреждениями, равно как и отдельными должностными лицами, а также гражданами СССР возложен на Генерального прокурора СССР. Генеральный прокурор СССР назначался Верховным Советом СССР на семь лет (ст. 114 Конституции). Республиканские, краевые, областные прокуроры, а также прокуроры автономных республик и автономных областей назначались Генеральным прокурором СССР сроком на пять лет (ст. 115 Конституции).

Окружные, районные и городские прокуроры назначались прокурорами союзных республик, Их назначение утверждалось Прокурором СССР сроком на пять лет. Таким образом, в ст. 117 Конституции был закреплен принцип независимости прокуратуры: органы прокуратуры осуществляют свои функции независимо от каких бы то ни было местных органов, подчиняясь только Генеральному прокурору CCCP.

 

 

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. в СССР было объявлено военное положение, работа территориальных и военных прокуратур перестроена на военный лад.

В соответствии с п.2 Указа в местностях переведенных на военное положение, все функции органов государственной власти в области обороны, обеспечения общественного порядка и государственной безопасности принадлежали военным советам фронтов, армий, военных округов, а там, где нет военных советов – высшему командованию войсковых соединений.

За неподчинение распоряжениям и приказам военных властей, а также за преступления совершенные в названых местностях, виновные подлежали уголовной ответственности по законам военного времени. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. было утверждено Положение о военных трибуналах в местностях. В соответствии со ст. 7 Указа от 22 июня 1941 г. «О военном положении» в местностях, объявленных на военном положении, на рассмотрение военных трибуналов передавались все дела о преступлениях, направленных против обороны, общественного порядка и государственной безопасности, а именно:

- дела о государственных преступлениях;

- дела о преступлениях, предусмотренных Законом от 7 августа 1932 г. об охране общественной (социалистической) собственности;

- дела о разбое;

- дела об умышленных убийствах;

- дела о насильственном освобождении из домов заключения и из-под стражи;

- дела об уклонении от исполнения всеобщей обязанности, о сопротивлении представителям власти;

- дела о незаконной покупке, продаже и хранения оружия, а также о хищении оружия.

Интересы военного времени потребовали перестройки системы и структуры органов прокуратуры, в особенности органов прокуратуры прифронтовой полосы. С целью укрепления трудовой и исполнительской дисциплины Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 сентября 1943 г. прокурорско-следственным работникам устанавливались классные чины с выдачей форменного обмундирования. Этим же Указом введена сравнительная градация классных часов прокуроров и следователей, приравненных к военным званиям.

Согласно п. 1 этого Указа для прокурорско-следственных работников были установлены следующие классные чины: Действительный государственный советник юстиции, Государственный советник юстиции 1-го класса, Государственный советник юстиции 2-го класса, Государственный советник 3-го класса, старший советник юстиции, советник юстиции, младший советник юстиции, юрист 1-го класса, 2-го класса, юрист 3-го класса, младший юрист.

Классный чин Действительного государственного советника юстиции присваивался Указом Президиума Верховного Совета СССР.

В послевоенное время работники прокуратуры СССР, прокуратур РСФСР, УССР, БССР провели огромную по своим масштабам работу по разоблачению немецко-фашистских захватчиков, установлению их злодеяний на оккупированных ими территориях СССР.

Высококвалифицированные прокуроры и следователи принимали активное участие в судебном процессе над главными военными преступниками, проходившем в Нюрнберге в период с 20 ноября 1945 г. по 1 октября 1946 г.

Главным обвинителем от СССР выступил Р.А. Руденко, занимавший в тот период пост прокурора Украины, а затем пост Генерального прокурора СССР.

Международный военный трибунал над главными немецкими военными преступниками был создан на основании Международного соглашения между СССР, США, Великобританией и Францией от 8 августа 1945 г. Члены трибунала были равноправны и по взаимному соглашению между собой выбирали председательствующего. Равноправными являлись и Главные обвинители, которые строили свою работу на принципах полного сотрудничества материалов для процесса и поддержание обвинения на суде требовали подготовленной организации обвинения.

Четыре Главных обвинителя были полностью самостоятельны и равноправны. Для координации действий Главных обвинителей на Нюрнбергском судебном процессе был учрежден Комитет обвинителей, состоящий из Главных обвинителей от СССР, США, Великобритании и Франции.

Советское правительство еще 2 ноября 1942 г. создало Чрезвычайную государственную комиссию по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников.

Семь миллионов советских граждан предъявили свои личные счеты военным преступникам.

За короткий промежуток времени работниками следственной части было изучено до четырех тысяч немецких документов из архивов штаба верховного главнокомандования, из архива Риббентропа, Розенберга и др.

В процессе этой работы советские следователи обнаружили ряд особо ценных документов, в том числе подлинный План Барбаросса, представлявший собой законченную разработку плана военного нападения на Советский Союз.

В начале октября 1945 г. обвиняемым было направлено обвинительное заключение, которое было единодушно принято Комитетом обвинителей и 6 октября подписано в Берлине Главными обвинителями от СССР, США, Великобритании и Франции.