Место истории в системе наук.

Тема 1. История в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологии исторической науки. Исследователь и исторический источник.

Конспект лекции.

 

План:

1. Место истории в системе наук.

2. Теория и методология исторической науки.

3. История отечественной и зарубежной исторической науки.

4. Концепции и периодизация исторического процесса.

Термин «история», как и сама историческая наука (основоположник – Геродот; его работа – «История»), имеет древнегреческое происхождение (ἱστορία) и переводится как расспрашивание, исследование. В настоящее время понятие «история» имеет следующий смысл: 1) рассказ, повествование об историческом прошлом (коллективная память народов); 2) наука и учебная дисциплина, изучающая исторического прошлое человечества; 3) всякий процесс развития природы, общества и человека.

Историческое знание или представление о своем прошлом складывается у каждого народа и общества в самых различных формах (устном, письменном или материальном). Сохранение и осмысление исторического опыта общества или «объектов прошлого» происходит путем исторического познания – это реконструкция и интерпретация «знаний о прошлом». Результатом становится формирование исторического сознания, благодаря которому происходит самоидентификация данной общности. Любая историческая интерпретация является моделью, искусственной конструкцией, текстом, построенным на базе определенных логических правил.

 

История относится к группе гуманитарных и социальных наук. Специфика предмета исследования: 1) имеет дело с уникальными и неповторимыми событиями и должна заниматься, поэтому, конкретными явлениями => цель – находить подобные факты, устанавливать их причины и следствия => история – это эмпирическая наука; 2) обширное исследовательское поле (остальные науки социо-гуманитарного цикла имеют дело лишь с отдельными типами явлений человеческой деятельности).

Объектистории – развитие человеческого сообщества во всем его многообразии.

Содержание истории – исторический процесс, т.е. ход, условия и успехи человеческого общежития или жизнь человечества в его развитии и результатах.

Предметистории – деятельность людей, т. е. вся совокупность конкретных и многообразных действий и поступков отдельных физических лиц, групп людей или человеческих сообществ, находящихся в определенной взаимосвязи и составляющих все человечество. Определение предмета истории во многом субъективно, поскольку связано с идеологией и мировоззрением историка.

Основа истории как науки – собирание, систематизация и обобщение фактов, рассмотрение их в тесной связи и совокупности.

Отрасли исторических знаний –историография, гражданская история, политическая история, история государства и права, история хозяйства, военная история, археология, история культуры, музыки, языка, литературы и др.

Вспомогательные исторические дисциплины –источниковедение, палеография, геральдика, сфрагистика, дипломатика, нумизматика, топонимика, историческая география, историческая демография, ономастика, историческое языкознание, метрология, генеалогия, археология и др.

Функции истории:

1) познавательная – изучение исторического пути стран, народов и объективное отражение всех явлений и процессов, составляющих историю человечества;

2) практико-политическая – разработка научно-обоснованного политического курса, основываясь на открытых закономерностях развития общества и избегая субъективных решений;

3) мировоззренческая – получение объективной картины общественного развития;

4) воспитательная – позволяет познать моральные и нравственные ценности человечества в их развитии;

5) прогностическая – возможность предвидения будущего на основе анализа исторических событий прошлого и настоящего.