ФИНАНСОВАЯ РЕФОРМА.

Финансовая и денежная реформа НЭПа.

 

Успех реформ позволил уйти от натурализации отношений и администрирования периода военного коммунизма и восстановить товарные и кредитные отношения между хозяйствующими субъектами. Финансовая и денежная реформа связанны, но они различаются объектами и целями.

 

Финансовая политика гос-ва имеет дело с мобилизацией денежных ресурсов и их расходованием. Новая финансовая политика Советского правительства ставила следующие задачи:

1) восстановление налоговой системы;

2) построение налоговой системы на основе денежного хоз-ва.

С помощью:

1) укрепление валюты;

2) ограничение эмиссии денег;

3) восстановление сети кредитных учреждений.

В период военного коммунизма мобилизация ресурсов гос-ом проводилась в натуральной форме: продразверстка, трудовая гужевая повинность, изъятие продукции в промышленности. На восстановление финансовой системы ушло несколько лет.

Полное расстройство налоговой системы и налоговых органов побудили ВЦИК подготовить 26.02.21г. проект об отмене всех налогов вообще. В 1922г. Государственный бюджет питался 3мя источниками: эмиссией, натуральными налоговыми продуктами и бесплатным отчуждением продукции гос-ых предприятий.

Восстановление налоговой системы означает определение видов налогов и их ставок, условий и принципов взимания, воссоздание налоговых органов.

Встал вопрос о типе налогов: вводить прямые или косвенные. Продналог по мере восстановления промышленности и транспорта, роста торговли между городом и деревней заменялся денежным.

Для взимания налога в денежной форме и построения бюджета на основе денежного хоз-ва нужно расширение спроса на деньги и налоговой базы. Начало этому было положено возрождением торговли Þ рост потребности в деревнях, появление частных доходов и частной деятельности, как объектов налогообложения. Возвращение денег в казну в виде налогов Þ уменьшение эмиссии для покрытия гос-ых расходов. Но эти поступления были малы и неустойчивы на первых порах.

Основные поступления в бюджет в начале НЭПа давали крестьянские домохозяйства. В 1921-22 гг. основная часть налогового бремени падала на кр-во. Такая структура источников дохода объясняется не только развалом пр-ва в промышленности и на транспорте, но и тем, что многие услуги гос-ыми предприятиями оказывались бесплатно, продукция продавалась по низким ценам, предприятия налоги зачастую просто не платили.

Сложность взимания налогов состояли в полном развале налоговой дисциплины. Но постепенно налоговые органы и финансовая дисциплина восстанавливались.

Одним из показателей благополучия гос-ых финансов является бездефицитность госбюджета Þ Советское правительство решительно сокращало свои расходы путем уменьшения расходов на госаппарат.

Не хватало главного – устойчивой валюты. Инфляция снижала эффективность эмиссии, пр-ти не хватало оборотных средств для возобновления пр-ва, рабочие, снятые с натурального снабжения, теряли значительную часть своей заработной платы, кр-не из-за инфляции тоже теряли часть своих доходов.