В теории социальной работы

Проблема доверительного поведения личности

П

 

Проблема доверительного поведения должна стать одной из центральных проблем теории социальной работы. Нельзя говорить, например, об этике социальной работы не упоминая о значении доверия. Эффективная деятельность социальных служб безусловно зависит от отношения к ним клиентов, от складывания доверительных отношений. Но в первую очередь, человек должен научиться доверять себе. И это одна из задач социальной работы. Для того, чтобы работать над указанной проблемой, следует договориться относительно понятия «доверие».

Прежде всего доверие – это отношение человека к различным объектам реального мира, отношение, которое представлено в субъективных переживаниях. Так, «если в процессе ценностного отношения к объекту и переживания связей с ним у человека появляется оценка объекта как значимого и одновременно безопасного для него, то в этом случае возникает доверие»[25].

Человек не может жить, не доверяя никому. Если это происходит – можно говорить о сложнейших негативных последствиях и, в частности, о дизадаптации человека, который как бы выпадает из системы социальных взаимодействий. Как следствие возникает ощущение распада целостности мира, его враждебности. Индивид занимает оборонительную позицию, активность в этом случае может подменяться либо агрессивным поведением, либо пассивным апатичным наблюдением. Не в силах адекватно оценивать ситуации и своё положение человек подготавливает себе место аутсайдера в любой социальной группе.

В жизни существуют различные доверительные отношения, которые социальный работник должен учитывать для анализа проблемной ситуации. В частности социальной психологией выделяются следующие виды доверительных отношений:

1. Оба субъекта взаимодействия доверяют и себе, и партнёру. В этом случае возникает доверительное диалогическое общение.

2. Каждый из взаимодействующих субъектов доверяет только себе и не доверяет другому. Результат такого общения – соперничество и конфронтация.

3. Оба партнёра доверяют друг другу больше, чем сами себе. Такой вид взаимодействия сопровождается перекладыванием ответственности друг на друга и приводит к безответственности вообще. Один партнёр доверяет в равной степени себе, а другой – только себе. Такая взаимосвязь приводит к манипуляции со стороны второго.

4. Один партнёр доверяет в равной мере себе и другому, а второй доверяет первому более, чем себе. В этом случае первый превращается в авторитарную личность.

5. Один доверяет только себе, а второй – только другому. В этом случае налицо зависимость второго, первый может использовать его как средство.

Итак, человек в равной мере должен доверять себе и другим. Человек, доверяющий себе, как правило независимая, уверенная в себе личность. Однако при абсолютизации этих качеств и без доверия к другим человек направляет свою энергию лишь на поддержание собственных амбиций и становится подозрительным и лживым. Такая жизненная стратегия асоциальна и может привести к изоляции. Точно так же человек, не доверяющий себе, не способен принимать самостоятельные решения и постоянно вынужден обращаться за поддержкой извне. Рассмотренная психологическая проблема доверия обязательно должна учитываться в социальной работе. Социальный работник, моделируя и применяя в работе с клиентом доверительные отношения, должен показать преимущества таких отношений, постараться снять страхи и опасения перед самораскрытием индивида обществу. Показать возможность и меру соединения психологической защиты и доверия в единой стратегии. Однако доверительные отношения не должны строиться только на эмоциональной основе, такие отношения переходят в привязчивость и, как сказано было выше, в зависимость. Человек должен доверять не слепо, а рационально просчитывая ситуацию, отслеживая собственные цели и средства. Лишь такой человек – защищён.