ВВЕДЕНИЕ

Последние десятилетия ушедшего века ознаменовались изменениями поразительного масштаба, крайним драматизмом событий, полной непредсказуемостью результатов и глубокой противоречивостью перемен. С одной стороны, мы были свидетелями глобальных исторических катаклизмов: распад страны; углубление экономического и социального кризиса; исчезновение формальных причин, которыми можно было оправдать бремя гонки вооружений, свёртывание социальных программ; стирание национальных границ и, наконец, взрыв крайнего национализма и религиозного фундаментализма в стране и мире. А, с другой – рушатся краеугольные идеологические догматы. Теряют внутреннюю ясность и определённость такие базовые понятия, как «либерализм» и «социализм», «консерватизм» и «христианство». Кажется, что прямо на наших глазах происходит пресловутый «осевой поворот истории» по К. Ясперсу [1]. На деле же «просто» совершается коренной сдвиг в самом характере понимания новых, адекватных картин окружающей нас реальности.

Полезным в создавшейся ситуации оказывается анализ исторических корней и теоретических основ социальной работы в качестве новой профессии и академической дисциплины в мировом научном контексте. Социальная работа даёт нам богатый фактический и теоретический материал, изучение которого помогает получить сведения о структуре и самосознании современных обществ в их кризисных точках. Анализ связи социальной работы с социальной теорией способен пролить свет, в том числе, и на природу «развитого» общества. И наоборот – характеристики современного общества и его самоинтерпретации способствуют лучшему пониманию природы этой своеобразной профессии и академической дисциплины, родившейся не так давно.

Доказано: жизнь общества невозможно понять без учёта тех представлений, которые её формируют. Это утверждение нередко «передёргивают», дабы просто отмахнуться от него. Ясно, что представления и идеалы не просто «подвешены» в каком-то особом мире чистых идей. Разумеется, глупо в начале XXI в., доказывать, что человеческие представления рождаются под воздействием экономических и политических условий жизни. Но при этом хотелось бы подчеркнуть несомненное взаимовлияние, и взаимопроникновение в общественном мире условий жизни людей и их представлений. Что предполагает также возможность автономной динамики идей, их внутренних связей и признание их созидательной силы, то есть наличие того, что может быть названо, пользуясь терминологией Ю. Лотмана, «миром мысли». Отсюда – острейшая потребность в анализе социальной работы в теоретическом контексте её социокультурного пространства. Чему, собственно, и посвящено данное учебное пособие.

Тема 1.СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА: НИЩЕТА ИДЕОЛОГИИ И ПОЛИТИКА БОРЬБЫ С НИЩЕТОЙ