Социально-экономическое развитие и политическое положение в подроссийской Украине после административно-политических реформ 60—70-х гг. 19 в.

19 февраля 1861 г. манифестом Александра II была провозглашена отмена крепостного права. Согласно реформе ликвидировалась личная зависимость крестьян от помещиков. Крестьяне получили право заключать торговые сделки, свободно заниматься промыслом или торговлей, переходить в другие слои общества (мещане, купцы), поступать на службу, в учебные заведения, иметь собственное движимое и недвижимое имущество, свободно им распоряжаться и наследовать по закону. Получили они и гражданские права.

Но путь от провозглашения прав и свобод до их реализации был далеко не простым. За полученные земельные наделы, размеры которых, как правило, уступали предыдущим (кроме Правобережной Украины) и которые были наихудшими, крестьян обязали заплатить помещикам выкуп. Из-за отсутствия надлежащей суммы денег они вынуждены были брать их взаймы у государства, а потом выплачивать с процентами полученный заём на протяжении 49 лет. Так крестьянин попадал в зависимость и от помещика, и от государства. А вот помещикам выкупные операции приносили большие капиталы, которые они могли использовать для перевода своих хозяйств на рыночные, капиталистические рельсы. Существенно менялась система взаимоотношений между помещиком и крестьянином: помещик лишался права устанавливать дополнительные повинности, поскольку он имел дело уже не с отдельным крестьянином, а со всем “миром”, то есть с селом. Вводилась общероссийская система крестьянского управления: сельские общины, объединённые в волости, и круговая порука за уплату налогов. Серьёзные изменения в экономической жизни вызвали необходимость реформирования административного управления. В 1В64 г. были созданы выборные органы власти в масштабах губерний и уездов — земские учреждения. Они занимались вопросами хозяйственного и культурного характера, в том числе строительства дорог местного значения, здравоохранения, образования и т. п. Земства были не только выборными, но и общесословными: в их состав входили представители дворянства, буржуазии и крестьянства. Контроль за деятельностью земств осуществляли губернатор и министр внутренних дел, имевшие право вето на любое решение земств. Одновременно было проведено реформирование избирательной системы: выборы проходили по трём куриям на основании имущественного ценза. Судебной реформой 1864 г. провозглашалась независимость суда от администрации: судей назначало правительство, а снять их с должности мог только суд. Вводился всесословный суд, то есть единый для всего населения. На судебные заседания допускались представители прессы и публика. Утверждалась состязательная система: обвинение поддерживал прокурор, защиту — адвокат (присяжный поверенный). Устанавливалось несколько судебных инстанций: мировой суд, окружной суд, судебная палата. Изменения произошли и в сфере образования. Образование, в том числе университетское, становилось более доступным. Университеты получили большую автономию. Заметное внимание уделялось распространению знаний среди населения, изданию учебников, народных книг, организации школ. Для взрослых открылись образовательные курсы по воскресеньям, из-за чего такие школы и назывались воскресными. Важное значение имела реформа 1874 г. , по которой вводилась всеобщая воинская повинность, начиная с 21-летнего возраста. Для лиц с образованием устанавливались меньшие сроки службы. В 1862 г. была реформирована финансовая система. Управление денежным хозяйством стало централизованным, выросла роль Министерства финансов. Значение реформ административно-политического управления 60—70-х гг. 19 в. состояло в том, что, несмотря на их ограниченность и непоследовательность, они ускорили перестройки жизни Российской империи на новых капиталистических основах. Вследствие этих реформ существенные изменения происходили и а экономическом, политическом и культурном развитии Украины.

24. Культурно-образовательная деятельность Ярослава Мудрого. “Руська правда”

После смерти Владимира в 1015 г. между его сыновьями вспыхнула борьба за великокняжеский стол. Победу в ней одержал Ярослав Мудрый. Его княжение (1019—1054 гг. ) стало эпохой расцвета Киевской Руси и её столицы.

При Ярославе Киевское государство достигло зенита славы: расширились его границы, простиравшиеся от Финского залива, Ладожского и Онежского озёр на северо-западе до Чёрного моря и понизовья Дуная на юге, от Закарпатья на западе до верховьев Дона и Волги на востоке. Появились новые города, за стенами которых велась оживлённая торговля, развивались ремёсла.

Ярослав прикладывал много усилий для укрепления единства и централизации управления государством, для возведения городов, крепостей, храмов, монастырей и т. д. Особенно поражали масштабы строительства в Киеве. Значительно расширилась территория центральной части города, получившая название “города Ярослава”. Её окружили мощными укреплениями. Длина земляных валов достигала более 3,5 км, высота — 14 м, а толщина в основании — около 30 м. На валах соорудили высокие дубовые стены. Перед ними, в наиболее важных для обороны местах, были выкопаны глубокие и широкие рвы, заполненные водой.

При Ярославе была возведена жемчужина мирового зодчества — собор св. Софии, ставший символом “царственности” Киева, засвидетельствовавший его притязания на схожесть с Константинополем и уподобление Иерусалиму.

При Ярославе были открыты школы, библиотеки (сам князь имел одну из крупнейших библиотек в мире, тайна местонахождения которой и поныне остаётся нераскрытой), велось летописание и переписывание монахами книг. При монастырях были основаны первые больницы. Потрясённый просветительской и строительной деятельностью Ярослава, летописец с большим уважением к князю поведал об этом в летописи под 1037 г.

При Ярославе усилилось значение Киевской церковной митрополии: на высшую церковную должность— митрополита — уже назначался не грек, как прежде, а русич. Первым митрополитом-русичем стал Иларион.

Ярослав также содействовал развитию монастырей в государстве. Во асех больших городах развернулось строительство православных храмов, закладывались монастыри. Крупнейший из них — Киево-Печерский — стал важным очагом православия, культуры и образования.

Развитие общества нуждалось в узаконивании изменений, происходивших в отношениях между людьми, отдельными социальными группами населения. Ярослав Мудрый впервые попытался объединить существующие правовые нормы в единый сборник — “Древнейшую правду”, или “Правду Ярослава”. Она вошла составной частью в “Руську правду” — сборник норм русского права.

“Древнейшая правда” содержала всего 18 статей, и в ней шла речь о наказании за убийство, побои до крови или синяков, вырывании бороды и усов, укрывательство чужого холопа и т. д. Сохранялось право родственников на кровную месть за убийство, что, однако, могло быть заменено денежным штрафом в 40 гривен.

Так был сделан первый важный шаг к разработке законодательства, и большая заслуга в этом принадлежала Ярославу.

Во времена Ярослава значительно возрос международный авторитет Руси, о чём красноречиво свидетельствуют династические браки детей киевского князя с крупнейшими властителями Европы. Ярослав был выдающимся государственным деятелем, мудрым политиком. Его деятельность была направлена на укрепление могущества Украины-Руси, строительство городов, распространение христианства, образования, установление и укрепление международных связей. Недаром в истории нашей Родины он остался с именем Мудрый.