Вопрос 2: Медицинское страхование в Италии

Второе место по качеству медицинского страхования, согласно данным ВОЗ, занимает Италия.

Становление медицинского страхования в этой стране было непростым. Если в начале ХХ в. социальное медицинское страхование с его неизменными атрибутами: больничными кассами, взносами работодателей и рабочих было на подъеме, то дальнейшее развитие этого вида страхования завершилось глубоким кризисом.

Что же послужило причиной этого? Плата за медицинские услуги производилась при отсутствии надлежащего контроля со стороны больничных касс, что в конце концов привело к росту цен на медицинские услуги. В системе здравоохранения Италии образовался финансовый дефицит, когда в один день больничные кассы не смогли оплатить стоимость услуг. Ситуация стала угрожающей — больницы отказывались предоставлять медицинскую помощь. В конфликт вынуждено было вмешаться правительство. Одним взмахом пера аннулировав долг больничных касс, правительство подчинило своему влиянию систему оказания медицинской помощи. Это стало первым шагом к созданию государственной медицины.

Управление медицинским обслуживанием было передано региональным властям. Этот процесс завершился реформой здравоохранения. Так в 1978 г. была создана Национальная система здравоохранения Италии.

Правительство Италии заботится о том, чтобы государственная медицина была доступна для всех граждан. Финансирование здравоохранения осуществляется за счет государственного бюджета и взносов работодателей и работающих.

Систему здравоохранения Италии условно можно подразделить на три уровня: национальный (министерство здравоохранения), региональный и местный (http://www.msses.ru), которые выполняют разные функции. Министерство здравоохранения оплачивает стоимость медицинских услуг, локальные структуры осуществляют управление и контроль. Без надлежащего контроля государственные расходы на здравоохранение могут оказаться неоправданно «раздутыми». Децентрализованность — отличительная черта системы здравоохранения Италии. Тем не менее, государственная медицина занимает прочные позиции, работает и вполне успешно.

Каждый гражданин Италии зарегистрирован у врача общей практики (General practitioner), дети до 6 лет — у педиатра. Возможность выбора врача не ограничена. В случае перемены места жительства, можно продолжить лечение у прежнего специалиста, даже если он работает в другом районе. Если отношения между врачом и пациентом не складываются, можно обратиться к другому врачу общей практики.

По существующей схеме оказания медицинской помощи врач осматривает пациента и направляет его на обследование или на стационарное лечение. Неотложная госпитализация осуществляется немедленно, плановая — может быть отложена на недели, месяцы. Итальянские врачи, работающие в государственных лечебных учреждениях, часто практикуют еще и в частных клиниках.

Государственная медицина бесплатно обеспечивает всех граждан рецептурными лекарственными препаратами, тем не менее, установлена плата за выписывание рецепта (prescription charges), которая взимается с пациента. Правда, к престарелым, инвалидам и малообеспеченным гражданам это не относится, — им рецепты выписывают бесплатно. Цены на лекарственные средства и размер максимальных торговых надбавок контролирует Международный комитет цен.

В Италии частная медицина предоставляет широкий спектр услуг и в настоящее время остается прерогативой граждан с высокими доходами. Также существуют медицинские фонды (страховые компании), предоставляющие добровольное медицинское страхование.

По данным ВОЗ, в первую десятку (9-е место) вошла еще одна европейская страна — Австрия. Начало истории обязательного медицинского страхования здесь связано с годами правления Бисмарка. Принципы социального равенства, введенные знаменитым канцлером, не забыты. Размер взносов зависит от заработка, граждане с высокими доходами поддерживают социально незащищенных.

В Австрии созданы многочисленные страховые компании, работающие в системе обязательного медицинского страхования и обслуживающие определенные категории граждан. Как и больничные кассы, они заключают договора с медицинскими учреждениями и врачами. В последние годы наметилась тенденция к созданию страховыми компаниями собственных медицинских центров, что улучшает контроль за качеством оказания медицинской помощи.

Страховые компании не покрывают полностью расходы на медицинское обслуживание. Около 14% стоимости застрахованные оплачивают самостоятельно (http://www.avstrija.com). Также пациенты частично оплачивают стоимость лекарств (сбор за выписывание рецепта — prescription charges).

Владелец страхового полиса вправе выбрать врача, но только среди тех, кто работает по договору со страховой компанией. Если пациент настаивает на лечении у «недоговорного» врача, то страховой полис покроет только 80% необходимой суммы, да и то только в том случае, если методика лечения не выходит за рамки официальной медицины. Нетрадиционные методы лечения исключены из списка услуг страховой компании.